Голоса из городов на рубеже

Кадр із фільму "Я і Маріуполь"

С 31 августа до 2 сентября в Мариуполе состоятся показы украинских короткометражных фильмов киномастерской My street films. 8-10 сентября ту же программу можно будет посмотреть в Краматорске, Славянске, Константиновке, Северодонецке, Лисичанске. Это 12 фильмов о восточном регионе Украины, войне и мире, о судьбах людей.

My Street Films Ukraine – альманах короткометражного кино о «непопсовых» городах Украины. Проект существует в формате ежегодной образовательной программы международного фестиваля кино и урбанистики «86». Каждый человек может прислать на конкурс идею фильма о своем городе, улице, доме, соседе. За три издания My Street Films Ukraine было снято 39 коротких метров. Фильмы киноальманаха демонстрировались на международных кинофестивалях в США, Великобритании, Чехии, Германии, Швеции, Польши, а также участвовали в конкурсе Одесского кинофестиваля, кинофестивалей «Молодость», DocudaysUA, Wiz-Art и многочисленных показах в городах Украины. В 2017 году My Street Films Ukraine посвящен теме рубежа. Рубеж – это предел, граница, линия, слом, то, что отделяет. Но также рубеж – это порог, степень развития. За последние годы на Востоке вырос информационный рубеж из «боевиков», «террористов», «угроз» и «силовиков». My Street Films-Рубеж – это 12 личных историй, живых голосов и человеческих лиц.

«Рубеж реальности» – именно так называется игровой фильм Михаила Бакузова, снятый в Краматорске. Главный герой – человек с психическими расстройствами, испытывающий «синдром войны» и попавший в психбольницу в 2009 году. Его мучают кошмары, он бредит войной, медсестра успокаивает его: «Станислав, вы в Краматорске. Здесь войны никогда не будет». Пролечившись пять лет, 15 февраля он выписывается из больницы. Именно в этот день бомбят Краматорск. В этой картине – злая ирония судьбы, наивность мирных жителей, веривших, что их никогда не коснется война и пострадавших в одночасье (более 50 человек в тот день получили травмы и погибли).   

Героиня документального фильма «Заново» Катерины Запорожец – переселенка из Донецка. В родном городе у нее был огромный двухэтажный  дом, который она построила возле аэропорта. «Мы вернемся в наш старый дом?» – спрашивает мать ее девятилетний сын, в то время как от дома остались одни руины. Героиня в то же время говорит, что, пребывая сейчас в общежитии, переживает свои лучшие годы: «Что человеку нужно? Место для сна. Лучше бы я потратила те сто тысяч долларов не на дом, а на путешествия». Жизнеутверждающий, отважный фильм с ощутимым феминистским взглядом.

«Отец говорит» Дмитрия Чепурного – о переселенце в Киеве, телевизионщике из Луганска. Он вынужден покинуть родной город как раз в тот момент, когда его назначили начальником на местном канале. Жена героя скептически относится к новому назначению: «Ты думаешь, будет канал? Будет ЛНР!» Герой, который трижды судился со своим бывшим местом работы, однако оптимизма не теряет: «Мы пришли в этот мир, чтобы веселиться» – говорит он под звуки песни Рианны. По иронии судьбы, его партнер по настольному теннису и бывший недруг помог ему обустроиться в Киеве. Фильм о том, как тяжело начать заново строить карьеру в пятьдесят лет в незнакомом городе, а также о тонких нитях, которые связывают нас с новыми людьми и о судьбоносных встречах.

Очень красивый фильм «Я и Мариуполь», посвященный воспоминаниям об этом городе, герой которого – автор Петр Армяновский, тоже уехал. Закадровый голос говорит о том, что впервые увидел море двадцать лет назад, именно здесь в Мариуполе (сам Армяновский из Донецка). В обоих близких ему городах война оставила свои следы, и как выжить в этот момент в месте без родины, не понятно. В фильме есть монолог о том, что значит для каждого человека море: «Море – это больше, чем общение». Само собой напрашивается сравнение с недавней картиной «Мариуполис» Мантаса Кведравичуса, в котором Мариуполь показан не менее поэтично, но более основательно, со значительным советским наследием.

Советскому наследию также посвящен фильм «Металлурги» Евгения Никифирова, снятый как раз в Мариуполе. В центре внимания – мозаичное панно на железнодорожном вокзале, изображающее металлургов. Эту красно-белую масштабную работу комментирует работница вокзала: «Это грандиозно! Но я даже не знаю, кто автор». Мариуполь – как раз то место, в котором сохранилось примерно с десяток подобных мозаичных панно, хранящих историю промышленного города. Такое прямое путешествие из советского прошлого – в один из эпицентров военных действий – символично.

Очень необычная работа «Светлоград» Алины Якубенко. Вначале дается панорама на промышленный город с его дымящими трубами и хрущовками, на фоне которого рассказывается, что Светлоград – это второй Берлин по своему культурному значению. Такое дерзкое сравнение обескураживает, но постепенно из фильма мы узнаем, что Светлоград – это действительно особенный город со своей уникальной субкультурой. Когда перестал работать один из основообразующих заводов, каждый его работник занялся собственным хобби – скульптурой, инсталляцией, аудиоперформансами, живописью, и в итоге эти вначале безымянные работы приобрели международное признание и статус. Светлоград – это культурный феномен и настоящее открытие для зрителя.

Короткая зарисовка о городе Горняке режиссерки Марии Ворончук – об обычной провинциальной жизни горожан. В кадр попали дети, люди среднего и пожилого возраста. Нищенское постсовесткое существование, тем не менее, не мешает героям проводить свои маленькие праздники с ламбадой и нехитрыми фокусами. О чем этот фильм? Да просто об обычной жизни тысячей украинцев на востоке страны.

«Я люблю тебя» Анны Насадюк – примерно о том же. Панорамы улиц Донецка, метро, трамваи и подземные переходы, на фоне которых передвигается лирическая героиня – девушка, декламирующая стихи за деньги. Звучит закадровый голос о любви и непростых жизненных решениях – когда произошло расставание с человеком, но любовь осталась. Где этот парень? Может, он герой АТО? А может, уличный музыкант или обычный бомж. Для такой безграничной любви это не важно.

Рок-группе «Шум Вселенной» из Славянска посвящен одноименный фильм Михаила Королева. В этой короткой картине есть сюжет: группа нашла нового барабанщика Вадика. Вадим очень рад своей новой социальной роли и говорит, что никогда не предаст своих новых друзей, а также восхищается совместным творчеством – простой, на гране попсы, лирике про любовь. В фильме есть монолог, в котором Вадим рассказывает, как вступил в группу самоубийц «Синий кит», и как сделал татуировку на теле (по правилам игры). Его аккаунт заблокировали, и к нему пришла полиция. Вадим раскаивается в содеянном и призывает подростков не повторять его ошибки.

Самый сложный фильм альманаха «Северодонецк» Евгения Королетова – об арт-тусовке Северодонецка. Случайные герои – музыканты, художники и перформансисты рассказывают о своем опыте творчества и экспериментах с расширением реальности. Это глубокий, неоднозначный фильм, за простотой монологов которого скрываются непростые философские мысли и звучит голос целого поколения.

«Острая боль» известного в узких кругах режиссера Валерия Пузика, снятый в Карловке и Авдеевке – о стоматологах, которые лечат воинов в зоне АТО. Физическая боль приравнивается здесь к боли душевной. Ведь герои АТО – это не только солдаты и волонтеры, но и те, кто помогает выживать им на войне.

И, наконец, самый сильный фильм программы – «Ма» Марии Стояновой, снятый между Мариуполем и Киевом. Это картина без героев в кадре, но с закадровым голосом пожилой женщины – матери, живущей в Мариуполе, которая созванивается со своей дочкой Зоей, живущей в Киеве. Это дневниковая картина, которая день за днем показывает смену погоды, сезонов, настроения. Вот мама кормит синичек из кормушки на балконе, вот пришла на дачу и исследует следы зайцев, обглодавших японскую айву, вот сует под нос мышь ленивой кошке-британке Эльзе. Фильм, как будто сотканный из теплоты и искренности, покоряет свежим взглядом, откровенностью, любовью. Мама живет в зоне боевых действий, и ей конечно, страшно, но она находит в себе силу воли и духа радоваться простым жизненным мелочам.               

Коментарі


спецтеми:

теги
(само)цензура архів архів сучасного мистецтва виставка візуальне мистецтво війна гуманітарна політика дискусія документальне кіно жінка в мистецтві книжки колонка креативна економіка критичне мистецтво культура культура й інновації культурна політика культурний менеджмент куратор кіно література малі міста медіа мистецтво місто насилля освіта політика включення проекти пропаганда самоорганізація самоцензура свобода соціальне мистецтво сучасне мистецтво фемінізм фестиваль фотографія цензура європейський досвід ідентичності інновації іншування історія історія мистецтва