Голоса из городов на рубеже

Кадр із фільму "Я і Маріуполь"

С 31 августа до 2 сентября в Мариуполе состоятся показы украинских короткометражных фильмов киномастерской My street films. 8-10 сентября ту же программу можно будет посмотреть в Краматорске, Славянске, Константиновке, Северодонецке, Лисичанске. Это 12 фильмов о восточном регионе Украины, войне и мире, о судьбах людей.

My Street Films Ukraine – альманах короткометражного кино о «непопсовых» городах Украины. Проект существует в формате ежегодной образовательной программы международного фестиваля кино и урбанистики «86». Каждый человек может прислать на конкурс идею фильма о своем городе, улице, доме, соседе. За три издания My Street Films Ukraine было снято 39 коротких метров. Фильмы киноальманаха демонстрировались на международных кинофестивалях в США, Великобритании, Чехии, Германии, Швеции, Польши, а также участвовали в конкурсе Одесского кинофестиваля, кинофестивалей «Молодость», DocudaysUA, Wiz-Art и многочисленных показах в городах Украины. В 2017 году My Street Films Ukraine посвящен теме рубежа. Рубеж – это предел, граница, линия, слом, то, что отделяет. Но также рубеж – это порог, степень развития. За последние годы на Востоке вырос информационный рубеж из «боевиков», «террористов», «угроз» и «силовиков». My Street Films-Рубеж – это 12 личных историй, живых голосов и человеческих лиц.

«Рубеж реальности» – именно так называется игровой фильм Михаила Бакузова, снятый в Краматорске. Главный герой – человек с психическими расстройствами, испытывающий «синдром войны» и попавший в психбольницу в 2009 году. Его мучают кошмары, он бредит войной, медсестра успокаивает его: «Станислав, вы в Краматорске. Здесь войны никогда не будет». Пролечившись пять лет, 15 февраля он выписывается из больницы. Именно в этот день бомбят Краматорск. В этой картине – злая ирония судьбы, наивность мирных жителей, веривших, что их никогда не коснется война и пострадавших в одночасье (более 50 человек в тот день получили травмы и погибли).   

Героиня документального фильма «Заново» Катерины Запорожец – переселенка из Донецка. В родном городе у нее был огромный двухэтажный  дом, который она построила возле аэропорта. «Мы вернемся в наш старый дом?» – спрашивает мать ее девятилетний сын, в то время как от дома остались одни руины. Героиня в то же время говорит, что, пребывая сейчас в общежитии, переживает свои лучшие годы: «Что человеку нужно? Место для сна. Лучше бы я потратила те сто тысяч долларов не на дом, а на путешествия». Жизнеутверждающий, отважный фильм с ощутимым феминистским взглядом.

«Отец говорит» Дмитрия Чепурного – о переселенце в Киеве, телевизионщике из Луганска. Он вынужден покинуть родной город как раз в тот момент, когда его назначили начальником на местном канале. Жена героя скептически относится к новому назначению: «Ты думаешь, будет канал? Будет ЛНР!» Герой, который трижды судился со своим бывшим местом работы, однако оптимизма не теряет: «Мы пришли в этот мир, чтобы веселиться» – говорит он под звуки песни Рианны. По иронии судьбы, его партнер по настольному теннису и бывший недруг помог ему обустроиться в Киеве. Фильм о том, как тяжело начать заново строить карьеру в пятьдесят лет в незнакомом городе, а также о тонких нитях, которые связывают нас с новыми людьми и о судьбоносных встречах.

Очень красивый фильм «Я и Мариуполь», посвященный воспоминаниям об этом городе, герой которого – автор Петр Армяновский, тоже уехал. Закадровый голос говорит о том, что впервые увидел море двадцать лет назад, именно здесь в Мариуполе (сам Армяновский из Донецка). В обоих близких ему городах война оставила свои следы, и как выжить в этот момент в месте без родины, не понятно. В фильме есть монолог о том, что значит для каждого человека море: «Море – это больше, чем общение». Само собой напрашивается сравнение с недавней картиной «Мариуполис» Мантаса Кведравичуса, в котором Мариуполь показан не менее поэтично, но более основательно, со значительным советским наследием.

Советскому наследию также посвящен фильм «Металлурги» Евгения Никифирова, снятый как раз в Мариуполе. В центре внимания – мозаичное панно на железнодорожном вокзале, изображающее металлургов. Эту красно-белую масштабную работу комментирует работница вокзала: «Это грандиозно! Но я даже не знаю, кто автор». Мариуполь – как раз то место, в котором сохранилось примерно с десяток подобных мозаичных панно, хранящих историю промышленного города. Такое прямое путешествие из советского прошлого – в один из эпицентров военных действий – символично.

Очень необычная работа «Светлоград» Алины Якубенко. Вначале дается панорама на промышленный город с его дымящими трубами и хрущовками, на фоне которого рассказывается, что Светлоград – это второй Берлин по своему культурному значению. Такое дерзкое сравнение обескураживает, но постепенно из фильма мы узнаем, что Светлоград – это действительно особенный город со своей уникальной субкультурой. Когда перестал работать один из основообразующих заводов, каждый его работник занялся собственным хобби – скульптурой, инсталляцией, аудиоперформансами, живописью, и в итоге эти вначале безымянные работы приобрели международное признание и статус. Светлоград – это культурный феномен и настоящее открытие для зрителя.

Короткая зарисовка о городе Горняке режиссерки Марии Ворончук – об обычной провинциальной жизни горожан. В кадр попали дети, люди среднего и пожилого возраста. Нищенское постсовесткое существование, тем не менее, не мешает героям проводить свои маленькие праздники с ламбадой и нехитрыми фокусами. О чем этот фильм? Да просто об обычной жизни тысячей украинцев на востоке страны.

«Я люблю тебя» Анны Насадюк – примерно о том же. Панорамы улиц Донецка, метро, трамваи и подземные переходы, на фоне которых передвигается лирическая героиня – девушка, декламирующая стихи за деньги. Звучит закадровый голос о любви и непростых жизненных решениях – когда произошло расставание с человеком, но любовь осталась. Где этот парень? Может, он герой АТО? А может, уличный музыкант или обычный бомж. Для такой безграничной любви это не важно.

Рок-группе «Шум Вселенной» из Славянска посвящен одноименный фильм Михаила Королева. В этой короткой картине есть сюжет: группа нашла нового барабанщика Вадика. Вадим очень рад своей новой социальной роли и говорит, что никогда не предаст своих новых друзей, а также восхищается совместным творчеством – простой, на гране попсы, лирике про любовь. В фильме есть монолог, в котором Вадим рассказывает, как вступил в группу самоубийц «Синий кит», и как сделал татуировку на теле (по правилам игры). Его аккаунт заблокировали, и к нему пришла полиция. Вадим раскаивается в содеянном и призывает подростков не повторять его ошибки.

Самый сложный фильм альманаха «Северодонецк» Евгения Королетова – об арт-тусовке Северодонецка. Случайные герои – музыканты, художники и перформансисты рассказывают о своем опыте творчества и экспериментах с расширением реальности. Это глубокий, неоднозначный фильм, за простотой монологов которого скрываются непростые философские мысли и звучит голос целого поколения.

«Острая боль» известного в узких кругах режиссера Валерия Пузика, снятый в Карловке и Авдеевке – о стоматологах, которые лечат воинов в зоне АТО. Физическая боль приравнивается здесь к боли душевной. Ведь герои АТО – это не только солдаты и волонтеры, но и те, кто помогает выживать им на войне.

И, наконец, самый сильный фильм программы – «Ма» Марии Стояновой, снятый между Мариуполем и Киевом. Это картина без героев в кадре, но с закадровым голосом пожилой женщины – матери, живущей в Мариуполе, которая созванивается со своей дочкой Зоей, живущей в Киеве. Это дневниковая картина, которая день за днем показывает смену погоды, сезонов, настроения. Вот мама кормит синичек из кормушки на балконе, вот пришла на дачу и исследует следы зайцев, обглодавших японскую айву, вот сует под нос мышь ленивой кошке-британке Эльзе. Фильм, как будто сотканный из теплоты и искренности, покоряет свежим взглядом, откровенностью, любовью. Мама живет в зоне боевых действий, и ей конечно, страшно, но она находит в себе силу воли и духа радоваться простым жизненным мелочам.               

Коментарі


спецтеми: