Ода молодости: I, CULTURE orchestra

Фото: Konrad Ćwik

24 августа в Киеве выступит симфонический оркестр I, CULTURE Orchestra – международный проект, созданный в 2011 году по инициативе Института Адама Мицкевича (Варшава). Возраст музыкантов в среднем 20 лет – проект I, CULTURE Orchestra предоставляет возможность одаренным молодым музыкантам из стран Восточного партнерства – Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы, Польши и Украины – реализовать свои творческие амбиции. За всю историю проекта I, CULTURE Orchestra в нем участвовало более 500 молодых музыкантов.

Поначалу создание молодежных оркестров преследовало образовательные цели, но со временем у этого художественного явления появились политические коннотации. В 1999 году два друга, еврей Даниэль Баренбойм и палестинец Эдвард Саид решили создать оркестр, объединяющий музыкантов из противоположных лагерей ближневосточного конфликта. Несмотря на многочисленные препятствия оркестр «Западно-восточный диван» стал доказательством тому, что музыка – превыше политических барьеров.

В 2010 году, готовясь к председательству Польши в Евросоюзе, Институт Адама Мицкевича решил пойти тем же путем. С целью продвижения Восточного партнерства ‒ польской инициативы укрепления связей между бывшими советскими республиками и Евросоюзом ‒ Институт предложил создать молодежный оркестр, участники которого представляли бы все семь стран-партнеров. Год за годом проект «I, CULTURE Orchestra» доказывает свою общественную и политическую значимость, и, конечно, демонстрирует высокий художественный уровень.

Все началось с прослушиваний и отбора самых талантливых музыкантов в возрасте от 18 до 28 лет. Тех, кто прошел, приглашают на несколько дней в Польшу, где начинается работа над репертуаром ‒ сначала в небольших группах под руководством профессиональных музыкантов из всемирно известных оркестров, в частности, Лондонского симфонического оркестра, Берлинского филармонического оркестра и британского оркестра «Филармония».

Когда музыканты уже овладеют материалом, оркестр начинает репетировать в полном составе под управлением знаменитых дирижеров, таких, как Невилл Марринер и Кирилл Карабиц. Спустя две недели интенсивной работы оркестр отправляется в концертное турне по Западной и Восточной Европе. Его репертуар состоит из известнейших произведений для оркестра, в том числе – сочинений композиторов из стран-партнеров. Выступления оркестра нередко проходят с участием звезд: в 2013 году с оркестром выступали Хатия Буниатишвили и Трулс Морк, а в 2014 – Элис Сара Отт и Симон Трпчески.

В небольших государствах Восточной Европы сообщество людей, связанных с классической музыкой, как правило, очень замкнуто и внешне самодостаточно. В Молдове есть только одна консерватория, местные оркестры очень редко гастролируют за границей. Для молодого музыканта это означает, что учиться ему придется у одних и тех же профессоров, работать с одними и теми же людьми. Однако для профессионального роста необходимы разные источники вдохновения и свобода передвижения.

Проект «I, CULTURE Orchestra» призван заложить фундамент для развития международной карьеры молодых музыкантов, создать для них условия для обмена знаниями и опытом с пользой для всех вовлеченных стран. На этом настаивают участники проекта. Кирилл Карабиц, прославленный украинский дирижер, который в 2013-2014 годах руководил оркестром, а в 2015 году стал его художественным директором, сказал: «Я, как украинец, всегда считал Польшу страной, которая поддерживает сближение Украины и других восточноевропейских стран с Западной Европой».

Для многих участников «I, CULTURE Orchestra» ‒ это первая возможность выступить с профессиональным международным оркестром, работать под руководством учителей с мировым именем и играть в компании звезд мирового масштаба перед публикой, среди которой – важнейшие европейские музыкальные критики. Лиа Русу из Молдовы, участница проекта 2014 года, так описывает свой опыт:

«Я научилась многим интересным вещам, важным не только для моей карьеры, но и для всей моей жизни. Благодаря участию в этом проекте ко мне стали относиться с уважением, и я очень выросла профессионально. Это открыло передо мной совершенно новые возможности».

img_4222

Турне, Таллинн. Фото: Konrad Ćwik

 

Каждый год организаторам проекта приходится преодолевать множество бюрократических препон. Так, в 2014 году двум грузинским музыкантам отказали в британской визе, и даже вмешательство всех руководителей проекта не заставило британское министерство внутренних дел изменить свое решение. Из-за украинско-российского конфликта несколько украинских музыкантов не смогли покинуть территорию восточной Украины. Другие украинцы сомневались, не станет ли исполнение произведений Шостаковича воспринято у них на родине как предательство. В свою очередь, азербайджанские и армянские участники опасались, что их сотрудничество сочтут изменой.

Идея молодежного оркестра, созданного во имя высоких идеалов, не может не вызывать вопросов о сугубо художественной стороне проекта. Что важнее: выступления или репетиции, действие или результат действия, политика или музыка? В вопросе качества самой музыки пресса и общественность не готовы идти на уступки.

img_2654

Турне, Рейкьявик. Фото: Konrad Ćwik

В кругах, связанных с классической музыкой, оркестр пользуется все большим признанием, собирая самые доброжелательные (нередко даже восторженные) рецензии в ведущих изданиях. Под руководством молодого, но уже очень известного дирижера Кирилла Карабица, которому хотят подражать многие молодые музыканты, оркестр выступает на высоком уровне, ему подвластны нюансы, недостижимые для начинающих оркестров. Из рецензии на выступление оркестра в концертном зале «Usher Hall» в Эдинбурге, опубликованной в британском еженедельнике «The Guardian»:

«Это нужно услышать не только из соображений политкорректности. Украинский дирижер Кирилл Карабиц оказался исключительно доброжелательным наставником: он сумел удержать дисциплину в коллективе и неизменно вдохновляет музыкантов на экспрессивные жесты, при этом часто позволяя им свободный собственный поиск».

Когда журналист газеты «The Guardian» спросил музыкантов о пользе, какую они извлекли из участия в проекте ICO, список оказался длинным: радость, возможность работать с теми, кто представляет другую культуру; повысить музыкальное мастерство под руководством известных специалистов, незабываемые впечатления. Линда Манукян, армянская скрипачка, никогда не забудет момент, когда весь оркестр неожиданно спел ей «Happy Birthday» на концерте во Франции.

Голоса этих молодых людей вселяют надежду, особенно сегодня, когда неожиданно вернулась риторика холодной войны, когда Европе и миру грозит отказ от культурной дипломатии и возвращение к языку жесткой силы. Тем, кто считает, что у такой позиции нет альтернативы, я бы предложил сходить на один из концертов «I, CULTURE Orchestra» и пересмотреть свою точку зрения под звуки изумительной музыки.

Подробнее о программе выступлений «I, CULTURE orchestra» в Киеве  – на сайте Польского института в Киеве.

Автор: Войцех Олексяк

 

 

CULTUREPL

Источник: culture.pl 

 

Culture.pl – це найсвіжіша інформація про новини та події польської культури у трьох мовних версіях – польській, англійській та російській, з текстами українською мовою. Інтернет-проект Інституту Адама Міцкевича у Варшаві – державної інституції Польщі в галузі культури. 

Коментарі


спецтеми:

теги
(само)цензура архів архів сучасного мистецтва виставка візуальне мистецтво війна гуманітарна політика дискусія документальне кіно жінка в мистецтві книжки колонка креативна економіка критичне мистецтво культура культура й інновації культурна політика культурний менеджмент куратор кіно література малі міста медіа мистецтво місто насилля освіта політика включення практики рівності проекти пропаганда самоорганізація самоцензура свобода соціальне мистецтво сучасне мистецтво фемінізм фестиваль фотографія цензура європейський досвід ідентичності іншування історія історія мистецтва