Звезда потерянного счастья

Начало двадцатого века. Охота в Ирландии. Молодой статный офицер Перси Фосетт (Чарли Хэннем) мастерски управляет лошадью и ружьем, убивает оленя, но вечером на балу этот бравый жест не будет замечен высшим обществом – у отца Перси была плохая репутация, и ему ни за что не видать карьерного роста и орденов. Однако подворачивается случай показать себя. Королевское географическое общество отправляет его как ученого в леса Бразилии, чтобы составить точную карту местности. Джунгли опасны, там идут войны не только между племенами, но и между маленькими государствами. Так что Фосетт принимает предложение в надежде проявить себя как героя. Компанию ему составляет еще один молодой ученый Генри Костин (Роберт Паттинсон). Это путешествие станет удивительным приключением и главным событием всей жизни Фосетта, он будет возвращаться в Латинскую Америку вновь и вновь. Его целью станет поиск загадочного Эльдорадо – «затерянного» города Z.

По началу кажется, что картина Грэя будет посвящена несправедливой колониальной политике и бедному угнетенному индейскому населению, которое вытесняют с территорий с залежами ценного каучука, за которые ведутся войны. Такой угнетенный герой, закованный в кандалы индеец, появляется в кадре, когда Фосетт впервые прибывает в джунгли на фазенду местного каучукового магната (надо сказать, что феодал живет на широкую ногу и ставит в лесах оперу с настоящими пигмеями). Индеец станет проводником экспедиции Фосетта в город Z, однако быстро предаст белых людей. «Мне тебя жалко, – скажет он Перси. – Я здесь дома. А ты погибнешь». И хоть судьба несчастных индейцев показана в фильме через пресловутый взгляд белого человека (Фосетт достаточно благороден, чтобы пытаться относиться как к равным даже к племени каннибалов), постепенно Грэй разматывает нить своей истории, которая совсем не о колониализме и даже не об авантюризме.

Дома у Перси осталась жена – феминистка Нина (Сиенна Миллер), которая находит в архивах ценное подтверждение существования древнего затерянного города и отчаянно просится в экспедицию. На словах Фосетт признает равенство между мужчиной и женщиной (напомним: начало 20 века, когда женщины только начинают бороться за свои права), но на деле ограждает от тяжелого опасного путешествия, в котором самое легкое дело – подцепить тропическую лихорадку (на руках Костена мы видим характерные раны), не говоря уже о трагическом исходе операции. Показательна сцена, когда Нину не пускают вместе с мужем выступить в географическом обществе (для женщин там отведена специальная ложа). Выстраивая образ Нины как стоической жены, Грэй поднимает вопрос вековой жертвенности, которую приносили женщины ради семьи. Он рисует личность, которая на несколько шагов опережает своих современниц – образец веры в просветительские ценности.

Кроме этого, у Фосетта – двое сыновей и дочь, которых он практически не видит, годами бороздя джунгли, а также на пару лет отвлекаясь на участие в Первой Мировой. Особенно трогательны его отношения со старшим сыном Джеком, с которым Перси отправится в новую экспедицию уже в двадцатые годы. Сын однажды выкрикнет ему в лицо о долге перед семьей, о котором Фосетт, кажется, позабыл, ведомый мечтой об уникальном географическом открытии. Медленно, мастерски Грэй раскрывает личность Фосетта, человека, одержимого экзотической красотой и увлеченного мечтой.

Тема семьи и долга перед ней является главной во всех фильмах Джеймса Грэя, начиная с дебюта, «Маленькой Одессы» (1994). Это картина о русско-еврейских эмигрантах, один из сыновей этой семьи пошел по преступной дорожке. Младший же, Рубен, замечательный подросток, которому нравится кино и покурить марихуану в музее, исступленно любящий свою умирающую от рака мозга мать, погибает от случайной пули.

Трагична и судьба главного героя фильма «Любовники» в исполнении Хоакина Феникса. Заботливая еврейская мама пристально следит за своим склонному к суициду невротиком-сыном и не только не позволяет ему свести счеты с жизнью (хотя это, может быть, и было бы экзистенциальным выходом), но и находит ему подходящую невесту, порядочную еврейскую девушку, хотя сын влюблен в другую. Что ранит и в то же время трогает в «Любовниках»? То, как родители изо всех сил пытаются сохранить жизнь сына, сделать его оседлым «порядочным семьянином», то, от чего ему самому хочется бежать. Но долг перед семьей, а также некоторая безвольность, жертвенность делают свое дело.

В «Затерянном городе Z» тоже речь идет о жертве ради великой мечты, которую долгие годы приносит семья. И Грэй – мастер ужасной, горькой иронии, создает волшебный финал, в котором соединяются отец и сын.

Грэй совместно с Дэвидом Гранном написал сценарий по мотивам реально существующей истории, произошедшей в начале 20 века. Перси Фосетт действительно жил на самом деле и всю свою жизнь посвятил поискам затерянного города в Амазонии. И только в начале нашего века были обнаружены свидетельства того, что такой город и правда существовал. Кажется, попадись эта история Вернеру Херцогу, он снял бы фильм о кровавых ужасах джунглей, Мартин Скорсезе сделал бы картину о стойкости человеческого духа, Апичатпонг Вирасетакун снял бы фильм, конечно же, о колониализме (и есть сведения, что свой новый фильм он снимает как раз в Боливии). А Джеймс Грэй, великий и светлый трагик, снял картину о любви и вечном поиске себя.

Коментарі


спецтеми:

теги
(само)цензура архів архів сучасного мистецтва виставка візуальне мистецтво війна гуманітарна політика дискусія документальне кіно жінка в мистецтві книжки колонка креативна економіка критичне мистецтво культура культура й інновації культурна політика культурний менеджмент куратор кіно література малі міста медіа мистецтво місто насилля освіта політика включення проекти пропаганда самоорганізація самоцензура свобода соціальне мистецтво сучасне мистецтво фемінізм фестиваль фотографія цензура європейський досвід ідентичності інновації іншування історія історія мистецтва