Зона внимания

"На стилі", Саша Дженкінс

В этом году фестиваль «86» – абсолютно уникальное событие. Во-первых, к традиционно документальной программе добавились и игровые фильмы. Во-вторых, из всего разнообразия программ нужно выбирать. Так, на фестивале будет основной смотр «Коло поколінь», в котором представлены саме сильные полнометражные работы. И есть несколько не менее интересных программ: «Игра в города: Memento» (международная урбанистика); «Пальма Севера» (украинские короткометражки); а также конкурс фильмов MyStreetFilmsUkraine, созданных во время одноименной мастерской жителями разных городов Украины. KORYDOR сделал обзор фильмов, которые нельзя пропустить на фестивале кино и урбанистики «86» в Славутиче 6-9 мая.

 

скачанные файлы

Holly Morris. The babushkas of Chernobyl

«Бабушки Чернобыля», Холли Моррис

Открывает фестивальную программу режиссерский дебют уроженки Чикаго Холли Моррис, рассказывающий о чернобыльских самосёлах – людях из деревень в зоне отчуждения. Всего, на территории, обнесенной колючей проволокой, живет где-то сотня бабушек. История каждой, прошедшей, через голодомор, Вторую мировую войну, перестройку и Чернобыльскую катастрофу, достойна отдельной книги. «В войну было уже не так тяжело, как в голодомор, – говорит одна из героинь. – Я сейчас, дочка, уже ничего не боюсь. Голода только боюсь, а радиации не боюсь». Чернобыльские бабушки живут своей обычной жизнью – собирают в лесу грибы, ягоды, выращивают кур, убирают могилки родных перед Пасхой. В картине сталкивается образ жизни двух поколений – с одной стороны, сталкеров, пробирающихся в зону отчуждения в поисках острых ощущений и, с другой стороны, бабушек, которые доживают свои годы на территории, полной радиации, абсолютно не задумываясь об этом. Премьера картины Моррис состоялась на Нью-Йоркском кинофестивале, а на фестивале в Лос-Анджелесе получила приз «за режиссерское мужество». Что и говорить, фильм снимался три года, двумя съемочными группами, поочередно заходящими в радиоактивную зону (чтобы уменьшить среднюю дозу на человека).

 

1266

IЯ- Белфаст. Марк Казинс. Photograph: BFI

«Я – Белфаст», Марк Казинс

Британский режиссер Марк Казинс известен своим длительным сотрудничеством со знаменитым оператором (Вонг Кар-вая) Кристофером Дойлом. Этот творческий дуэт создал вместе уже не один фильм, не исключение и «Я – Белфаст», в котором сочетается оригинальное режиссёрское решение и поэтический взгляд на портовый город в Северной Ирландии. Закадровый диалог ведется между режиссером фильма и воображаемой пожилой жительницей Белфаста (которая, по сути, – сама история этого города). На экране же – ослепительной красоты весенние, летние и осенние пейзажи, переменчивое морское небо, деревья, украшенные разноцветной листвой, старая архитектура города. Камера Дойла снимает все это в ускоренном режиме, когда по небу быстро движутся облака, придавая открыточным видам дополнительного драматизма, превращая город войны, гетто и граффити в уютный туристический пункт назначения.

 

the-project-of-the-century-f11-1024x576-800x450

Проект века. Карлос Мачадо Квинтела.

«Проект века», Карлос Мачадо Квинтела

Район «Электро-ядерный центр» когда-то был частью советско-кубинского проекта по постройке первой атомной станции на Карибах. Судьба этой зоны почти так же трагична, как чернобыльская, но только в другом измерении. Люди, готовившиеся к работе на здешней атомной электростанции, оказались не нужны и сейчас пасут коз – АЭС так и не была запущена в действие. Это игровая лента, сюжет которой развивается в рамках одной семьи – мужчин трех поколений, в дом которых пришли дезинфекторы в рамках фумигационной кампании против лихорадки денге. Черно-белая картина демонстрирует унылость типичных пролетарских застроек, в то время как души главных героев погружены в смятение. Сын расстался со своей подругой – рыжеволосой красавицей (которая, впрочем, не появляется на экране) и коротает дни в отеческом доме, отец озабочен своим романом с пышногрудой блондинкой, которую оскорбляет несносный дед. Переплетение этих мелких бытовых неурядиц выливается в одну большую человеческую драму, связанную с историей советско-кубинских отношений (на экране неоднократно появляется документальная хроника политической и социальной жизни обоих государств).

 

counting

Джем Коэн. Счёт.

«Счёт», Джем Коэн

Джема Коэна уже можно назвать классиком поэтического документального кино. Его последняя картина «Счет» посвящена путешествиям – как по городам, так и во времени. Это романтическое фланирование по улицам Нью-Йорка, Москвы, Стамбула, Санкт-Петербурга, Порто, которое в своей обыденности уравнивает жителей таких разных городов, это случайный вид из окна самолета или шуршащий на ветру пакет. Фильм, спродюсированный Патти Смит, был впервые представлен в прошлом году на Берлинском кинофестивале, и получил восторженные отзывы кинокритиков: «Это киноэссе от мастера документалистики сделано таким образом, как если бы его собственный фильм «Музейные часы» был порезан на кусочки, а потом смонтирован в хаотическом порядке. В кадре мелькают самолеты, рынки, площади, чьи-то квартиры, станции метро, незнакомые люди и кошки разных пород и размеров, которые здесь не случайно, этот фильм – посвящение Крису Маркеру (и его знаменитым котам)».

 

217e8628716e

Герберт Раппопорт. Черёмушки.

«Черемушки», Герберт Раппопорт

В 1962 году в СССР был выпущен совершенно уникальный фильм, который, к сожалению, оказался на пыльной полке. Это авангардистский мюзикл по мотивам оперетты Дмитрия Шостаковича «Москва-Черёмушки» – совершенно ни на что не похожее, новаторское и свежее даже на сегодняшний день зрелище. Герои картины – музейная лекторша Лида и подрывник Корецкий влюбляются друг в друга, их романтическая история разворачивается на фоне жилищного вопроса. Вначале у Лиды в общежитии рушится крыша, а затем ей дают новую просторную квартиру в бывшем деревенско-окраинном районе Москвы – Черемушках. Борис Корецкий проявляет талант незаурядного любовного карьериста, желая заполучить невесту с жилплощадью. Ограничусь этим коротким синопсисом, потому что фильм действительно увлекательный, остроумный и по-своему яркий, абсолютно вписывающийся в тему современной урбанистики.

 

13113152_985736508181919_707477520_o (1)

Эль Парвулеско. Розовая карта.

«Розовая карта», Эль Парвулеско

Кроме основной программы «Коло поколінь», фестиваль представляет замечательную программу «Игра в города: Memento», в которой собраны международные картины, так или иначе посвященные городской тематике. Одной из самых ярких короткометражек в этой программе является работа украинского режиссера Эля Парвулеско «Розовая карта». Это картина, снятая в Лиссабоне на обычную цифровую камеру, вместо объектива которой была использована камера обскура. Поэтому изображение получилось тёплое, тающее, призрачное, как будто фильм снимался на пленку Super 8 mm и долго пролежал в семейном архиве. Это киноэссе снято в лучших традициях трэвэлога и сравнимо с хрестоматийными произведениями выходцев из Португалии Родригеша и Де Матты, а также Джема Коэна. Парвулеско удалось поймать суть рождения кинематографического мифа из простой урбанистической истории, проникнуть в тайну города, в котором он всего лишь турист. Можно гордиться тем, что украинский кинематограф выходит на такой высокий европейский уровень.

 

a5358697223da1014a5fb5d42e9087a1

Катажина Гондек. Фигура.

«Фигура», Катажина Гондек

Другая небезынтересная короткометражка – польско-бельгийская картина Катажины Гондек. В первом же кадре мы застаем рабочих за конструированием памятника. В центре внимания – голова с гигантским ухом, раскинутые руки. Не совсем понятно, эту скульптуру распиливают как наследие социалистического прошлого, или наоборот, её воздвигают как нечто новое. Голову везут на автомобиле по ночной улице, днём за ней бегут, падая с ног, фотографы. Голову водружают на тело… И только спустя 8 минут экранного времени мы узнаем фигуру Иоанна Павла II, великого выходца из Польши. Этот короткий фильм о Папе Римском полностью лишен диалогов и даже закадрового голоса, но снят со своеобразным юмором. Режиссёр Катажина Гондек уже известна украинскому зрителю, её работа «Невидимые» демонстрировалась несколько лет назад на фестивале «Докудейз».

«Волшебная страна», Анатолий Ульянов, Наташа Машарова

Создатели скандально известного сайта «Луч», эмигранты Анатолий Ульянов и Наташа Машарова сняли историю жизни украино-российской общины в Америке. Героиня, 27-летняя Анна, эмигрировала в США вместе с родителями в подростковом возрасте, языка они не знали, и у них было всего 600 долларов. Не смотря на это, семья как-то обустроилась, Анна работает танцовщицей, водит собственную машину (но до сих пор спит на матрасе, найденном на улице). Анна не довольна собой в свои 27 лет: мечтала достигнуть большего. Другая эмигрантская история – львовянки, которая верит в бога, но постепенно становится толерантной к ЛГБТ-сообществу. Фильм, полный разбитного эмигрантского веселья, наполнен основной идеей – в стране демократии и больших возможностей мы можем измениться к лучшему, если наше сердце будет открыто. Фильм вошёл в программу «Пальма Севера».

«Перемирие», Валерий Пузик

Еще один достойный фильм из программы «Пальма Севера» – «Перемирие» Валерия Пузика, который он снял, когда служил в АТО. Сюжет короткометражки развивается в Донецком аэропорту. В фильме есть действительно ценные документальные кадры разрушенных строений и домов в зоне, где ведутся боевые действия. Фоном идут диалоги и шуточки солдат. Один рассказывает другому со смехом: «И я тогда говорю, смотри, солнышко садится. Романтика! И мины взрываются». Герои без прикрас. И как душераздирающее напоминание – надпись, нацарапанная на разрушенном жилом доме: «Здесь живут люди». Какие тут могут быть комментарии.

Коментарі


спецтеми: