“Запрещенный плод”: быть женщиной не постыдно

www.metromode.se

Девочки, которые занимаются спортом в период месячных – один из ярких образов шведской художницы-комиксистки и радиоведущей Лив Стрёмквист. Десятки «белых» и «темнокожих» спортсменок в окружении птиц и деревьев вот уже два года украшают стены одной из центральных станций метро Стокгольма. А одна из ее книг – “Kunskapens frukt” («Плод познания», в украинском переводе – «Заборонений плід») о табуированной теме менструации ранее была переведена на датский, немецкий и финский языки, а весной 2019 вышла на украинском языке в издательстве “Видавництво”. И это, пожалуй, одно из самых интересных и ожидаемых изданий этой весны.

Искусство Лив Стрёмквист относят к «menstrual art» – направлению в феминистическом искусстве, освещающем вопросы женской зрелости, в частности, апеллирующий к табуированной в обществе теме менструаций, женского оргазма и изображения вульвы. Термин «менструальное искусство» (его еще называют «менстрала») был придуман художницей Ванессой Тигс и отсылает к феминистскому движению 1970-х гг., в частности к работе «Красный флаг» (1971) Джуди Чикаго – фотография художницы, вынимающей из влагалища окровавленный тампон.

Лив Стрёмквист говорит о темах, которые в ХХІ веке продолжают быть табуированными, и что по-настоящему означает быть женщиной.

«Выбор художницы отдает дань человеческому телу во всех его формах и выражениях. И очень важно, чтобы контент не воспринимался как оскорбительный», – комментировала изданию The Local пресс-секретарь стокгольмской транспортной компании SL Мартина Виклунд. При этом сама художница в интервью одному из шведских изданий комментировала, что получала совершенно разные отзывы о своих работах: от благодарностей до чувства неловкости и стыда от женщин, которым было неловко объяснять своим детям о красных пятнах между ног у нарисованных женщин.

Но в своем искусстве Лив пытается обратить внимание не только на табуированность, но и на стыд, который возникает в обществе и массовой культуре вокруг этих тем. Природа женского тела вызывает подобные реакции у самих женщин.

В постсоветской рекламе образ женщины, у которой идут месячные, также был табуирован. Рекламирующая тампоны или прокладки женщина в рекламе всегда выглядела счастливо, весело и носила белые наряды, чувствовала себя всегда уверенно и никогда не страдала от спазмов. Она всегда прыгала, танцевала, будто с ее телом ничего не происходит, а ее тело и внутренние органы ничего не чувствуют, будто созданы из резины.

В своих рисунках и комиксах художница пытается противостоять устоявшимся правилам и нормам. Лив создает образ обычной девушки и женщины, которая живет своей собственной жизнью. Ее героини неидеальны – у них маленькая грудь или толстые ноги, в ее рисунках они страдают или устремлено занимаются спортом. Черно-белые картинки просты и ироничны.

В своих графических романах Лив поднимает вопросы социального и расового неравенства. Издание The Esteblishment назвало ее работы «сатирическими эссе о власти и несправедливости», в которых художница описывает насилие над женским телом, начиная с истории Средневековья, заканчивая медициной, современной поп-культурой и рекламой. В них отражены все возможные стереотипы о менструации, переживания, волнения и история того, как это подавалось в мировой культуре.

“Саньян стверджує, що через це жіночим статевим органам не надається жодного самостійного значення. Про них говорять (і зображують) лише ВІДНОСНО того, що називають “чоловічими статевими органами”. Говорять як про пусте місце, про щось, чого немає, як про дірку, в яку чоловік може запхати пеніс…

Жіночий статевий орган подібно до інших дір, це – запрошення, заклик буття, жінка запрошує чужу плоть, яка має дати через проникнення та розчинення…

Тобто жінка має низьку самооцінку, бо в неї немає жожних статевих органів, бо вона продірявлена та мусить благати, щоб пеніс заповнив її нестачу (те пусте місце, на якому мав би бути статевий орган)”.

З роману Лів Стрьомквіст


“Наприкінці епохи просвітництва медична наука (а також ті, хто в неї вірили) перестали вважати жіночий оргазм необхідним складником процесу розмноження.

– Нова теорія!

– Жінкам аж ніяк не треба кінчати, щоб завагітніти!

– Перепишіть всі лікарські підручники!”

З роману Лів Стрьомквіст

Лив Стрёмквист говорит, что форма комикса позволяет делать более доступными, привлекательными и понятными широкому читателю темы, связанные с социальным неравенством, левой политикой, правами человека, глобальным изменением климата и другими вопросами.

Сложно представить, что подобные темы сегодня могут быть отражены, скажем, в киевском метро. Или станут предметом разговора в школе. Комикс – это удачная форма, которая позволяет говорить о серьезных вещах иронично. Затрагивая болезненные аспекты, волнующую тему страха перед тем, что «кто-то заметит, что с тобой что-то не так», комикс убеждает, что на самом деле все так. И в том, чтобы быть женщиной, нет ничего постыдного.  

Коментарі


спецтеми: