Украинское кино: обещание на рассвете

Кадр из фильма "Благодать"

«Обещание на рассвете» – роман Ромена Гари о детстве, воплощенных и утраченных надеждах и любви. Сейчас украинское кино вновь находится на рассвете своего развития, которое, как можно надеяться скоро превратится в обещание расцвета.

Что нового в украинском кино? В последние годы процесс формирования новой украинской волны происходит довольно интенсивно. И это не только фильмы про войну и Донбасс, но более интимные рефлексии на тему личного и политического. НАТАЛЬЯ СЕРЕБРЯКОВА выбрала лучшие фильмы 2017 года (некоторые из которых можно будет увидеть в прокате).

 

Полнометражные фильмы

.Кадр из фильма “Главная роль”

«Главная роль», Сергей Буковский

Сергей Буковский – режиссер известный и заслуженный, но его «Главная роль» стала настоящим фестивальным хитом. Премьера картины состоялась в этом году на Docudays UA, и фильм сразу же заставил себя полюбить. На Одесском кинофестивале в июле он получил два приза – «лучший документальный фильм» и «лучшая актерская работа». Буковский снимает свою маму, 80-летнюю актрису Нину Антонову, которая, по замыслу фильма, притворяющегося игровым, готовится отметить свой юбилей в Доме кино. Первый кадр – Нина стоит у окна и переговаривается с сыном о том, какое имя ей выбрать для своей условной героини – и сразу же спор, который бывает только между родными людьми:

-Да ты папин сценарий даже не читала!

-Почему же? Читала. Два раза.

Муж Антоновой и отец Буковского был также кинематографистом, много времени проводил в командировках. Сергей (в своих коротких записках, которые мать читает в кадре, она называла сына не иначе как полным именем) с детства учился быть самостоятельным, потому что Нина тоже не успевала между съемками вести домашние дела. Снимаясь в массе эпизодических ролей в течение жизни, актриса, наконец, получила главную роль, по иронии, играя саму себя. История сплетается из случайных разговоров, выбора платья для юбилея и чтения старых писем. Фильм прекрасно смонтирован и имеет замечательный хронометраж – примерно час. За это время невозможно устать от героини, наоборот, настолько проникаешься ее личностью, что хочется наблюдать за ней и дальше, и дольше.

Кадр из фильма “Dixie Land”  

«Dixie Land», Роман Бондарчук

Широкая аудитория знает Романа Бондарчука как режиссера, вошедшего со своим предыдущим фильмом «Украинские шерифы» в оскаровский лонг-лист. В марте на Docudays UA Бондарчук представил свой новый фильм «Dixie Land» и получил за него приз в национальном конкурсе Одесского кинофестиваля. Это нежная сага о взрослении детей, играющих в Херсонском джазовом ансамбле «Dixie Land».

В центре повествования – девочка Полина, которая постепенно выросла в настоящую звезду, и мальчик Рома, демонстрирующий сейчас не менее головокружительные успехи (об этом мы узнали у режиссера). Однако в объективе – обычная жизнь детей, длительные репетиции, общение со сверстниками, выступления на городских праздниках. Примерно в середине фильма участники ансамбля сталкиваются с горькой правдой жизни – умирает их руководитель Семен Рывкин. Как дальше сложится судьба ансамбля и жизнь детей – этому вопросу посвящен финал. В картине, ко всему прочему, есть момент, когда на празднике фигурируют георгиевские ленточки (2012 или 2013 год), но фильм не перерастает в политическое высказывание, оставляя этот мимолетный кадр без комментариев и дальнейшего развития. Наверное, это даже идет на пользу фильму о подростках.   

«Стремглав», Марина Степанская

Киев, наши дни. Антон – молодой парень, только что вышедший из рехаба. Он – талантливый музыкант, похоронивший свое дарование под воздействием наркотиков и алкоголя и не желающий возвращаться к прошлым достижениям. Однако ностальгия берет свое, и вот он забредает в ночной клуб (который иронично называет «местом преступления»). Там Антон встречает Катю, нереализованную художницу. Слово за слово, и Катя сбегает от своего берлинского бой-френда и едет на автобусе за город, где в лесу Антон живет со своим дедом, бывшим главным редактором печатного издания. Разговоры о таланте, невысказанное взаимное чувство, едва заметные прикосновения – первое свидание будет на редкость романтичным, окрашенным в настроение первых дней осени. Дальше начнутся проблемы. Полнометражный дебют Марины Степанской («Каникулы», «Мужская работа») – то самое новое украинское кино, которого хочется, чтобы было больше. Пронзительная история о любви и самоопределении – фильм о поколении 20-30-летних, сделанный профессионально и передающий ощущение «здесь и сейчас». Ждите в прокате с 9 ноября.  

 

Короткометражные фильмы

 «Нет! Нет! Нет!», Николай Ридный

Современный художник и режиссер Николай Ридный («Серые кони») посвятил свою новую работу тонким связям между миром и войной. Главными героями фильма являются молодые люди из Харькова. Это, в основном, двадцатилетние, жизнь которых происходит на фоне военных действий в соседнем регионе, на Донбассе. ЛГБТ-активистка и поэтесса, модель, группа уличных художников, создатель компьютерной игры – все они художники или работают в творческих отраслях. В Харькове жизнь как будто мирная, но близость к войне затрагивает каждого героя и их действия. Персонажи реагируют и отражают политические события через их отношения с городским пространством и реальностью социальных сетей. Фильм начинается кадром, когда друзья режиссера изготавливают искусственную кровь для предыдущего фильма – «Серые кони», исследования анархизма в украинской истории и современности. Но этот фрагмент символичен, потому что в ДНР и ЛНР в это самое время льется настоящая кровь. Ридный также является скульптором и перформансистом, его работы неоднократно участвовали в Венецианской и Московской биеннале. В конце 2000-х он сделал грандиозную скульптуру – слово «Власть» в Перми, которое впоследствии стало культовым местом отдыха пермской молодежи.

“Нет” Нет” Нет!” будет показан в рамках Киевской биеннале 17 ноября, в 19.00 в “Тарелке”.

«Благодать», Жанна Озирна

Как сама представила свой новый фильм режиссерка Жанна Озирна, «Благодать» – о ее личных взаимоотношениях с городом Львовом. В центре сюжета – две молодые девушки, которых раньше связывала любовь, но теперь они расстались, и каждая по-своему переживает эту травму. Как можно догадаться из полунамеков, причина расставания – вера в Бога одной из них. Девушки вместе посещают храм, прощаются на крыше и в подъезде. Озирна, кажется, выбрала ироничное название к своему фильму, поскольку, будучи во Львове, полному соборов и церквей, наверное, нельзя не проникнуться особым духом этих мест. Однако для одной из героинь – это болезненное переживание. «Благодать» – серьезная атмосферная работа, в которой есть главное – эмоции и ощущение невыдуманной реальности. Озирна ни на мгновение не фальшивит, очень чутко относясь к своим героиням, олицетворяющим ее личный опыт.

«Merry-go-round», Игорь Подольчак

Очень трудно описать на словах, что происходит в 5-минутном фильме Игоря Подольчака «Merry-go-round». Вот что сказано в самом синопсисе: «Сомнамбулический цирк Ribera & Velazquez приглашает всех желающих на шоу Merry-Go-Round, где тени, убежавшие с платоновской пещеры, вращают карусель в тумане катакомб». Это поэтическое описание, которое погружает зрителя в цикл образов, связанных с французской революцией. Обнаженные рафаэлевские женские тела, солдаты и карлики вращаются под музыку Александра Щетинского. Фильм смело можно назвать видеоинсталляцией, и место ему, несомненно, где-нибудь в галерее Академии Дер Кюнсте в Берлине. Среди современных художников, которые стали кинорежиссерами, Игорь Подольчак – фигура одиозная. В отличие от Мэтью Барни и Марины Абрамович, он не балансирует на грани концептуального видеоарта, но занимается кинематографом в чистом виде. В то же время, фильмы Подольчака очень близки к экспериментальному кино.

«А вы любите Госпром?», Виктория Белявская и Лиза Кузнецова

«А вы любите Госпром?» – таким вопросом начинается 10-минутный фильм Виктории Белявской и Лизы Кузнецовой, снятый под вдохновением от здания харьковского Госпрома. «Нет! Надоел он…» – отвечает уставший пожилой сотрудник, курящий в месте, где курить запрещено. В здании Госпрома можно встретить много интересных артефактов, включая представителей исчезающих профессий, призрак застрелившегося партийного руководителя и даже живых летучих мышей. Говорят, что при рытье котлована под этим зданием нашли кости мамонта. Есть момент, когда одна из сотрудниц Госпрома читает за кадром свои нехитрые стихи, пока камера блуждает в коридорах здания. В них говорится, что работающим пенсионерам пригрозили недавно отправкой на заслуженный отдых. Двое рабочих на перекуре проводят короткий архитектурно-исторический экскурс. Так, между фантазией и невеселой реальностью, вырисовывается урбанистически-социальный сюжет.

Кадр из фильма “Технический перерыв”

«Технический перерыв», Филипп Сотниченко

Героиня «Технического перерыва» – юная девушка, кассир супермаркета, ворующая колготки и сбывающая их на местном рынке. Первое ощущение от фильма – что он снят одним головокружительным длинным кадром в духе телевизионного реалити-шоу. Однако, как рассказал сам Филипп Сотниченко, в картине есть пять монтажных склеек, сделанных так искусно, что они не заметны. «Технический перерыв» – это переосмысленный румынский реализм и по форме, и по содержанию. За двадцать минут технического перерыва с героиней происходят очень неприятные события. После фильма остается стойкое ощущение, что сюжет взят из новостных хроник украинских криминальных каналов. Однако, чтобы сделать из второсортного обыденного трэша чуть ли не короткометражный триллер, нужно, обладать, пожалуй, талантом. 

 

Коментарі


спецтеми: