Волшебный голос Джельсомино

Кадр з фільму "Донбас"

В украинском прокате идет фильм Сергея Лозницы «Донбасс», выдвинутый от Украины на «Оскар». Почему стоит не пропустить эту картину?

«Донбасс» открывал программу «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале. Десять дней спустя Сергея Лозницу наградили пальмовой ветвью как «лучшего режиссера». При этом не все иностранные зрители поняли и приняли «Донбасс». Один французский коллега, журналист «Либерасьон», сказал, буквально: «это плохой фильм». Другой – американский редактор издания MUBI с интересом уточнял детали сюжета: какую именно границу пересекали герои. Некоторые российские кинокритики и вовсе отвернулись от фильма: дескать, Лозница утратил былое мастерство, огрубел и заматерел. И вот, сейчас, когда российское посольство в Австралии назвало «Донбасс» антироссийской пропагандой, самое время признать, что эта картина, действительно, на сто процентов антироссийская. 

Персонажи фильма разыгрывают подлинные сцены из жизни Донбасса, реконструируя сюжеты интернет-роликов, которые смотрели многие из нас. Это серия историй, связанных между собой случайными героями. Большинство персонажей – уродливые аморальные приспособленцы: толпа, издевающаяся над украинским добровольцем, ополченцы, называющего немецкого журналиста «фашистом», секретарша, живущая с кем-то из начальства ДНР. Сергей Лозница на полную мощность использует сарказм, а также интеллектуально шутит: называет жениха буквально по Гоголю – фамилией Яичница (свадьба проходит в ЗАГСе на территории ДНР, молодоженов женит актриса Наталья Бузько). Кстати, о свадьбе. Можно было подумать, что прототипом жениха выступил Моторола. Оказывается – нет, Лозница для своей пародии использовал свадьбу ополченки по прозвищу Кукла и ополченца БМВ (таких похожих свадеб в Новороссии было много).

Интересно,  как Лозница работал с видеоматериалом, превращая документальные сцены в кино. Эти первоначальные видео являются примером такой ужасающей амбивалентности (с одной стороны – трагедия, с другой – гротеск), что по духу, по интонации, это –  готовый материал для фарсовой, китчевой истории. Лозница выбрал самые характерные эпизоды из жизни современного Донбасса (читай самые популярные ютуб-ролики) и попытался создать структуру, где эти истории были бы превращены в цепочку событий. Например, так делал Луис Бунюэль в своем «Призраке свободы».  Там из одного эпизода в другой переходил герой предыдущего эпизода, потом зрители его теряли, и новый герой переходил в следующий эпизод.

Символично, что фильм Бунюэля заканчивается тем, что демонстранты кричат: «Долой свободу!» В фильме же Лозницы герои тоже отказываются от свободы. Это люди, сознательно выбравшие коррупцию и грабеж как форму жизни. Например, в картине есть эпизод с главврачом больницы, который инсценирует собственное мошенничество с продуктами, чтобы спокойно уехать в Россию. Другая сторона несвободы – власть и ее производные. Бойкая тетка, ставшая полевым командиром, обыскивает и унижает пассажиров автобуса, говоря: “У нас у всех мама больная”. Дальше идет сцена на блокпосту, где мужчин раздевают, чтобы посмотреть, воевал или не воевал. На улице – декабрь, холодно; но мужчин заставляют раздеться по пояс (это мирные жители, обычные пассажиры автобуса). Каждая сцена в «Донбассе» подтверждает очевидное – российские захватчики и местные приспособленцы полностью расчеловечились в ужасной атмосфере насилия и войны, которую сами же и создали. 

«Донбасс» снимался в Кривом Роге, в картине было задействовано около двух тысяч человек, не всегда это были профессиональные актеры, иногда некоторые из них не соглашались играть сепаратистов по этическим причинам. В сцене с блокпостом играли люди, которые реально проходили такие блокпосты и были травмированы. Сопровождавшего немецкого журналиста фотографа сыграл режиссер Александр Течинский, с которым в жизни случилась такая история на Донбассе. Немецкий журналист ищет командира, ищет того, кто заварил всю эту кашу. А все кивают друг на друга и врут, что они из Горловки. Этот странный маскарад, который показал Лозница, происходит на Донбассе до сих пор, где вещи не называются своими именами. Суть этой игры – в перераспределении тех немногих богатств, которыми владеют здесь местные жители. Отнять у старушки последний кусок сала, у барыги – автомобиль и ключи от квартиры, у солдата – мобильный телефон.

В истории фильма «Донбасс» можно отыскать много символики. Например, день мировой премьеры – 9 мая, который как бы намекал на предыдущую работу автора «День победы». Это документальная лента о праздновании 9 мая в Берлинском Трептов-парке, когда в военном экстазе слились байкеры-ночные волки, чеченцы и ополченцы, несущие флаги ДНР. Но если над «Днем победы» скорее можно было посмеяться, как над кривым зеркалом постсоветской действительности, то над «Донбассом» придется поплакать. От шуток и сатиры в духе Киры Муратовой фильм плавно переходит к непосредственно военным действиям и их последствиям – взрывам, трупам, крови.

Сергей Лозница не побоялся стать опальным в России режиссером и произнести ту правду о «русском мире», которую замалчивают российские СМИ. Не исключено, что не все члены Американской киноакадемии проникнутся сатирической абсурдностью украинско-российского конфликта, и «Донбасс» не получит «Оскар», но наконец-то отечественный кинематограф может праздновать настоящую победу. На нашем поле расцвел удивительный цветок, волшебный голос Джельсомино – режиссер Сергей Лозница, который говорит правду в лицо.

Коментарі

спецтеми: