Канны – 2018: японские воришки, шведские тролли и Донбасс

О победителях Каннского кинофестиваля и о других фильмах смотра.

Несколько дней назад завершился Каннский кинофестиваль. Главная награда досталась тихой и скромной картине японского режиссера Хирокадзу Корээды «Магазинные воришки». Этот фильм рассказывает о семье шоп-лифтеров, которая добывает себе еду, воруя продукты в супермаркетах. Однажды вечером отец и сын, совершив очередную кражу, забирают к себе в семью замерзшую маленькую девочку. Живут они в маленьком, похожем на коробку контейнере, практически, друг у друга на головах. Во второй половине фильм делает неожиданный поворот, и зритель уже смотрит драму о семейных узах и их отсутствии. Корээда, и раньше тяготевший к гуманистическим добрым фильмам, ставит ребром вопрос: «Является ли нашей семьей та, в которой мы родились или каждый вправе выбирать себе новую?» Корээда, предыдущим фильмом которого был жесткий триллер «Третье убийство», уже не раз номинировался на «Пальмовую ветвь». Присудить ему основной приз, скорее всего, было компромиссным решением жюри под председательством Кейт Бланшетт, ведь в конкурсе были и более сильные фильмы.

Например, картина итальянской молодой режиссерки «Счастливый Лазарь» Аличе Рорвакер, начинающаяся как деревенский реализм, а заканчивающаяся как волшебная сказка с трагическим концом.

В сельской глубинке живет аутичный чудак по имени Лазарь. Он работает за еду и кров, и ничего не стоит его обмануть. Маркиза Танкреди, которая нещадно эксплуатирует своих рабочих, невысокого мнения о человеческом роде, высказывая своему сыну свои капиталистические размышления. Однако юный маркиз ненавидит мать и, подружившись с Лазарем, уговаривает того инсценировать собственное похищение. Но в этот  парадиз вмешивается судьба, и снова Лазарь с семьей Танкреди встречается уже через много лет, когда те, разорившиеся и обнищавшие, живут в городе. За свой предыдущий фильм «Чудеса» Рорвакер получила «ветку» как лучший режиссер. Поэтому после нового пронзительного, усыпанного метафорами, фильма многие кинокритики пророчили ей победу. Фильм получил награду «за лучший сценарий», разделив этот приз с картиной «Три лица» Джафара Панахи, невыездного иранского режиссера. Это немного смущает, так как сценарий – не самая сильная сторона фильма Рорвахер, логичнее было ей вновь присудить награду за режиссуру.

Что же касается фильма Панахи, то режиссер снял практически мокьюментари с собой в главной роли. Панахи и актриса Бехназ Джафари (тоже играет саму себя) колесят по холмистым персидским деревням в поисках девушки, отправившей видео на адрес Джафари. Видеозапись является предсмертной запиской юной актрисы, провалившей экзамены в консерватории, где она учится. В родной деревне Марзие (так зовут «самоубийцу») выясняется, что мало кто любил девушку и воспринимал ее актерские амбиции всерьез. Исключение – только пожилая иранская актриса, живущая в этой местности затворницей. Картина является манифестом о трудной судьбе трех поколений иранских актрис, вынужденных мириться с мусульманским укладом.

Стоит также выделить из конкурсных работ фильм Жана-Люка Годара, который стоит особняком и получил «Золотую пальмовую ветвь», специальный приз, учрежденный в этом году за новаторство. Странно, но самый экспериментальный и самый современный фильм «Книга образа» снял 87-летний Годар, который уже много лет подряд отказывается посещать Каннский кинофестиваль. Полностью монтажная лента состоит из фрагментов фильмов Эйзенштейна, Довженко, Бунюэля, Рэя и с помощью цитат и обрывков закадрового голоса говорит о насилии в наши дни. Большая глава посвящена арабскому миру и бомбежке Сирии. Годар, вновь отказавшись от языка как конвенционного средства (в картине также нет сюжета и актеров), в очередной  раз доказывает, что кинематограф – это великий эксперимент.

Приз «за лучшую режиссуру» в основном конкурсе достался фильму «Холодная война» польского режиссера Павла Павликовского. Эта сдержанная черно-белая драма повествует о любви дирижера Виктора и певицы Зулы.

Виктор нашел Зулу в польской послевоенной глубинке (девушка получила условный срок за убийство отца) и сделал из нее настоящую звезду. Дальше последовала эмиграция, серия замужеств Зулы, но через годы пара вновь и вновь встречалась, чтобы доказать, что их любовь – главное событие в жизни. Противником этого союза выступают не люди, а обстоятельства – советский режим, который практически уничтожает Виктора. Картина во многом похожа на «оскароносную» «Иду» Павликовского и, вероятно, в этом году вновь поборется за приз Американской киноакадемии.

Немало интересного было и в параллельных программах. «Особый взгляд» (Un Certain Regard) — вторая по значимости (после основного конкурса) программа Каннского кинофестиваля. Проводится с 1978 года. Фильм-призер программы получает поддержку во французском прокате. В разные годы призерами «Особого взгляда» были такие режиссеры, как Апичатпонг Вирасетакул, Хон Сансу, Йоргос Лантимос, Ким Ки Дук, Корнель Мундруцо.

В этом году главный приз секции «за лучший фильм» достался шведской картине «Граница» Али Аббаси. «Граница» поставлена по новелле Юна Айвиде Линдквиста, которого большинство знает по роману «Впусти меня» и двум его экранизациям.

Eero Milonoff and Eva Melander in Gräns (2018)

Фильм рассказывает о некрасивой женщине, работающей на таможне, Тине. У Тины – надежные тылы (есть бойфренд, разводящий ротвейлеров, и старенький отец), а также – уникальный дар, суперчувствительное обоняние, способное унюхать человеческие пороки (чувство вины, стыд, страх). Однажды на границе Тина встречает Воре, такого же некрасивого человека, но внутренне более свободного. Тина и Воре встретятся еще раз, и мы узнаем их секрет – они на самом деле тролли, вымирающий вид. Этот смелый хоррор шведского уроженца Ирана полон юмора и является своеобразным манифестом о том, как это на самом деле – быть другим. (Интересно, что у Линдвикста до этого «другими» были подростки-вампиры.)

Второй по значимости приз «лучший режиссер» получил Сергей Лозница. Его игровая картина «Донбасс» по-настоящему может помочь иностранной публике узнать правду о конфликте на Донбассе.

Donbass (2018)

Фильм состоит из серии историй, связанных между собой случайными героями. Большинство героев – уродливые аморальные приспособленцы: толпа, издевающаяся над украинским добровольцем, ополченцы, называющего немецкого журналиста «фашистом», секретарша, живущая с кем-то из начальства ДНР. Сергей Лозница на полную мощность использует сарказм, а также интеллектуально шутит: называет жениха фамилией Яичница (свадьба проходит в ЗАГСе на территории ДНР, молодоженов женит актриса Наталья Бузько). От шуток и сатиры в духе Киры Муратовой фильм плавно переходит к непосредственно военным действиям и их последствиям – взрывам, трупам, крови. В картине в роли самого себя снялся украинский режиссер Александр Течинский (он как раз сопровождает немецкого журналиста). Есть также эпизодическая роль Нины Антоновой, старушки, давящей на лице украинского добровольца помидор. После антироссийского же «Дня победы» о праздновании 9 мая в берлинском Трептов-парке, «Донбасс» закрепляет за Лозницей звание главного антироссийского режиссера современности. Фильм выделяется на фоне других своей ясно артикулированной политической позицией, острой повесткой.

Не все фильмы в «Особом взгляде» были достойного уровня. Например, индийский псевдо-голливудский «Манто» Нандиты Диас. Манто – так зовут писателя, которого судят за эротические сцены в его романе. Действие происходит в 80-е прошлого века, но фильм наполнен флэшбеками, проникающими в еще более ранние годы и рассказывающими, о чем книга Манто. Пакистан борется за независимость, Индиру Ганди убивают, а Манто спивается и собирается развестись с женой. Если бы фильм был продукцией болливудского характера, возможно, его было бы интереснее смотреть. А так – это махровый реализм, сделанный на широкую ногу по американским лекалам.

Еще одна не очень удачная картина – «Лицо ангела» Ваннесы Фильо о непутевой матери в исполнении Марийон Коттийар, крашенной в блондинку, и ее 11-летней дочери. Фильм открывает сцена свадьбы, на которой девочка впервые пробует спиртное. Потихоньку она начинает выпивать алкоголь, в то время, как мать бросает ее на несколько дней одну. В школе начинается буллинг, девочка неосознанно ищет отца, которого никогда не видела, а когда мать возвращается домой, она уже не находит там дочку. Впрочем, финал у этого плохого «Проекта Флорида» добрый и гуманистический. Поэтому если фильм каким-то образом попадет в украинский прокат, у него будет зритель (чего стоит только бенефис Коттийар).

 

Коментарі

спецтеми: