История обо всем хорошем

Фото: Василь Слюсар

В сентябре в национальный прокат выходит украино-ирано-чешский фильм «Осенние воспоминания». Режиссер ленты Али Фахр Мусави – иранец, который женат на русскоязычной украинке, а живет и работает в Чехии. Это его первая работа в кино. Актеры – почти все украинские, за исключением главной героини Имы. Снимался фильм прошлой осенью во Львовской области. История, которая рассказывается в картине, не сказать, чтобы простая.

Добровольца АТО  Толика (Дмитрий Линартович) выписывают из больницы, и пока окончательно не заживет рана, отправляют в небольшое село в Прикарпатье. Там он начинает работать помощником в мастерской у скульптора Александра (Александр Игнатуша), живет же на квартире у пожилой учительницы. Александр не пригласил его к себе жить под благовидным предлогом, что в доме нет лишней свободной комнаты. Дело в том, что немолодой скульптор переживает личную драму – смерть жены Веры, комнату которой и держит закрытой, словно музей воспоминаний. В один осенний вечер односельчане находят в лесу девушку без сознания. У нее восточная внешность, она не говорит и, кажется, не видит. Скрепя сердце, Александр забирает ее к себе, в комнату Веры. Мало-помалу сердце скульптора оттаивает, и он влюбляется в слепую Иму (Назанин Ахмади), беженку из Ирака. Толик тоже неравнодушен к девушке. Но кого выберет Има?

Clipboard01

Фото: Василь Слюсар

У фильма «Осенние воспоминания» сюжет, который достоин того, чтобы вписать его в национальный кинематограф какой угодно страны. Война. Сразу две! В Украине и Ираке. Герой АТО. Беженка. Мусульманка. Слепая! И как эхо фильму для большого экрана вторят мелодраматические сериальные детали: семейная тайна, супружеская измена, внебрачный сын. Из такого набора конструктов мог бы получиться хит, на что и рассчитывают создатели картины. Однако иранскому дебютанту Али Фахру Мусави, к сожалению, не хватает мастерства, чтобы это все сложилось в нечто непринужденное и естественное.

Но вначале нужно отметить и плюсы. Фильм снимался в Трускавецкой деревне Доброгостов. Натура тут – пиши пейзажи. Сумрачное осеннее небо, туманные горы, одинокое дерево на окраине. Оператор (Дмитрий Вишняк), человек, не лишенный поэтического мышления, иногда выдает кадры, достойные Нури Бильге Джейлана или Тео Ангелопулоса. Да и сам материал, сельская драма с элементами экзистенциализма – почему бы не сделать более длинный план? Почему бы не заставить героев помолчать? Почему бы вместо ура-патриотического диалога с ребенком о войне не задать вопрос, который потерялся бы где-нибудь в усталой мимике героя АТО. Однако Дмитрий Линартович (наверное, с позволения режиссера) бодро и смело бросается грудью на амбразуру заветов Станиславского и рычит в камеру: «На фррронт!» К сожалению, получается все наоборот. Его игра на столько же «не верю», на сколько невероятна вся эта история о затерявшихся в трускавецких лесах жертвах войны. Было бы хорошо, если бы у всех актеров вообще был бы минимум текста, как мы привыкли видеть в фестивальном медленном кино, начиная с Лисандро Алонсо и заканчивая Апичатпонгом Вирасетакулом. Ведь что такое последний фильм Вирасетакула «Кладбище великолепия»? Это тоже лента о войне и воспоминаниях, о всех тех призраках, которые так мастерски удалось вскрыть, показывая сонный тайский госпиталь. Видел ли Али Фахр Мусави эти интернациональные шедевры? Что он скажет о поэзии крупных планов своего легендарного земляка Аббаса Киаростами?

13921031_914554302005857_1120969243755442772_n

Фото: Василь Слюсар

Чтобы выпускать достойный международный продукт, надо, кажется, вначале, переболеть фестивальной лихорадкой. Так было с румынской новой волной. Например, кинорежиссер Раду Жуде никогда не стремится сделать стопроцентно зрительское кино (и в этом отношении находится в согласии со своим продюсером), но уверенно штурмует мировые фестивали. В 2015 году он стал серебряным призером Берлинале со своим цыганским черно-белым истерном «Браво!», и этот фильм нельзя назвать компромиссным. В этом году Жуде представил свой новый фильм в Локарно, и у него неплохая критика. Постучись вначале в сердце критика, а потом иди к зрителю. Сейчас молодые украинские кинематографисты, выросшие из бывших синефилов, так и делают. В начале сентября в «86прокат» вышел альманах экспериментальных короткометражных фильмов, и это картины, за которые, по крайней мере, не стыдно.

А что же «Осенние воспоминания»? Это попытка сделать большое кино с небольшими синефильскими амбициями за плечами. Не надо быть проще, сделайте так, чтобы в вашу историю можно было поверить. Не пытайтесь понравиться народу, народ все равно пойдет на «Джейсона Борна».

«Осенние воспоминания» – это состояние нынешнего профессионального украинского кинематографа, который пытается быть для всех сразу, но при этом четко не видит того своего единственного зрителя, который в конце скажет режиссеру: «Спасибо. Это кино про меня». Поэтому сходите на «Осенние воспоминания», напишите о своем опыте в социальных сетях, не молчите, помогите украинскому кинематографу стать лучше.

Коментарі


спецтеми:

теги
(само)цензура архів архів сучасного мистецтва виставка візуальне мистецтво війна гуманітарна політика дискусія документальне кіно жінка в мистецтві книжки колонка креативна економіка критичне мистецтво культура культура й інновації культурна політика культурний менеджмент куратор кіно література малі міста медіа мистецтво місто насилля освіта політика включення практики рівності проекти пропаганда самоорганізація самоцензура свобода соціальне мистецтво сучасне мистецтво фемінізм фестиваль фотографія цензура європейський досвід ідентичності іншування історія історія мистецтва