Имке Руст: Как шесть коров помогли мне осуществить проект

KORYDOR представляє конспект лекції художниці та кураторки ІМКЕ РУСТ, зустріч із якою відбулася в рамках програми “Кураторський інтенсив” у Муніципальній галереї Харкова. Текст підготувала Вікторія Бавикіна. 

 

Вообще, я художница. В Намибии не существует специального образования в этой области и такого профессионального понятия, как куратор. Моя профессия является чем-то необычным. Поэтому я хочу рассказать вам о некоторых вещах, которые я поняла в процессе моей кураторской деятельности, а также представлю вам двусторонний проект, который осуществлялся Намибией и Германией.

Но для начала пару слов я хотела бы рассказать о себе, что бы было понятно, почему мои проекты выглядят именно так. Я родилась в Намибии, я африканка, но мои предки приехали из Германии 150 лет назад. Так как в Намибии нет возможности получить соответствующее образование в сфере искусства, я решила поехать в соседнюю ЮАР, где закончила Южноафриканский университет. Так как состояние искусства в Намибии вызывало у меня глубочайшую фрустрацию, после окончания университета я решила пойти работать в Национальную художественную галерею.

В тот момент мне казалось, что работа куратора и организатора в этой институции поможет мне изменить то, что мне не нравилось. Хотя вскоре я увидела, что очень сложно сломать старые устоявшиеся структуры – это практически невозможно. Поэтому я решила, что лучший выход – это продолжать работу как свободный куратор, в качестве которого я и осуществила ряд культурных проектов на территории Намибии. В 2006 году я стала стипендиатом Немецкой службы академических обменов и получила возможность три месяца работать в Берлине.

Это был позитивный опыт – я увидела, что в Европе к искусству относятся совершенно иначе и реагируют на него иначе. Когда я приехала домой, то привезла с собой уйму мотивирующих впечатлений. Именно тогда я и пришла к идее реализации культурного обмена между Берлином и столицей Намибии, городом Виндхук.

Территория Намибии больше на 200 тысяч км квадратных, чем территория Украины. Хотя население всего лишь 2,2 миллиона. В столице Намибии проживает 320 тысяч человек, и в этом городе есть три государственных галереи и одна частная. Если брать всю страну, то есть еще три маленьких частных галереи. Я хочу кратко рассказать о тех проблемах, с которыми сталкиваются художники в Намибии, и мне кажется, что они очень похожи на проблемы, существующие в украинском искусстве.

  1. В Намибии нет возможности получить достойное образование. Хороший университет можно найти только в соседней стране.
  2. Очень мало выставочных площадей, а также финансовой поддержки и возможности ее привлечь.
  3. Те, кто задействован в сфере искусства, делают всё на волонтерских основах, только потому, что искренне любят это дело.
  4. Не существует критиков, галеристов – то есть профессиональной структуры.
  5. Нет международной коммуникации, так как на государственном уровне отсутствует понимание в необходимости международного сотрудничества в области современного искусства.
  6. Проблема небольшого количества населения, которое не может сформировать достаточный рынок.
  7. Очень многие люди живут в условиях крайней бедности, поэтому думают о том, как выжить, а не о том, в какую галерею пойти.
  8. С пониманием искусства также большие проблемы, потому что даже такой предмет, как изобразительное искусство, не преподается в школах.

Мое первое правило, с которым я хотела бы поделиться – если ты хочешь изменить мир, то инициируй эти изменения сама!

Для меня было важным создать для художников, для людей искусства больше возможностей, дать им шанс получать больше поддержки и с помощью искусства создавать лучший мир для всех нас. Именно поэтому я решила начать работу как куратор, и мне казалось, что это верный способ изменить что-то в окружающей реальности.

dsc01849

Imke Rust, Maple leaf cut-out #3.

Недели Германии в Намибии – мой первый проект в качестве свободного куратора. Когда я жила в Берлине, очень захотелось, чтобы другие художники также смогли посетить этот город. И благодаря моей мечте, многим годам работы, я воплотила в жизнь один из самых крупных художественных проектов, которые только видела моя страна.

Проект реализовывался в течение 5 лет, и мы успели провести 50 отдельных проектов. Среди них были не только выставки изобразительного искусства, но также и театральные постановки, музыкальные концерты, кинопоказы. Но все они без исключения базировались на идее объединения Берлина и Намибии. Что касается изобразительного искусства, то для художников было выделено 12 стипендий, которые позволяли им провести около года в Берлине.

На стадии, когда я увидела, что моя мечта может стать реальностью, я поняла, что она слишком велика для меня одной. Я обратилась в Гёте центр с просьбой стать соорганизаторами события. Они подняли меня на смех! Сказали, что я всего лишь художница, как я одна могу руководить таким большим проектом и как смею хотеть получить больше денег, чем, те, которые являются уважаемой и признанной организацией. Они выставили меня за дверь, и мы были вынуждены делать проект своим силами. Исходя из этой ситуации, я поняла, что если у вас есть мужество и свое видение цели – у вас все получится!

Когда мне было 24 года, умерла моя бабушка. Она завещала мне некую сумму денег, которую я инвестировала в покупку 10 коров. Поскольку мой отец был фермером, это было правильное и хорошее вложение. В тот момент, когда я осознала, что должна сделать это проект, я продала 6 коров и на вырученные деньги купила себе ноутбук и камеру. И так получилось, что благодаря этим коровам я была в состоянии начать подготовку к проекту. Урок – используй возможности, которые у тебя есть, даже если они не связаны со сферой искусства.

m_5594

Imke Rust, “Toxic Rocks”, 2012.

Еще один урок – найдите правильного партнера. Мне очень повезло, что я познакомилась с господином Оливером, когда была в Берлине, который также мечтал реализовать подобный проект. Оливер – депутат Берлинского бундестага, послужил хорошим дополнением, так как отвечал за политический и финансовый аспект нашего взаимодействия. Сложно переоценить роль хорошего партнера, и если рядом с вами такого не окажется, попробуйте постучаться в двери Гёте центра – иногда это имеет смысл.

Всегда очень важно подумать о том, какие связи помогут вам в реализации проекта. В нашем случае это было просто. Поскольку Намибия это бывшая немецкая колония, большая часть населения говорит по-немецки, и выглядят по-немецки. Мы связаны исторически и обе стороны заинтересованы в продолжении этой связи. Кроме того, Берлин и Виндхук – города побратимы с 2000 года. Я представляла сразу две стороны проекта, что, собственно, мы и превратили в центральную идею нашей концепции.

Мы узнали, что бургомистр Берлина прилетает с визитом в наш город. Подумали, что это очень странная ситуация, когда приезжает бургомистр, а поговорить не о чем, совместных проектов нет. И мы оказались правы – он был очень рад! Мы выслали ему концепцию нашего проекта, и через два дня он пригласил нас на встречу. Он обрадовался этому проекту, ведь теперь у него было подтверждение реального партнерства между Берлином и Виндхуком.

Так как мы помогли ему, он спросил, не нужна ли нам помощь. Мы ответили, что нам нужны деньги на реализацию проекта. Он согласился и сказал, что мы получим половину нужной нам суммы. Урок – деньги есть, просто их нужно найти.

Также как я нашла бургомистра, так находила и других участников проекта. Главное – создать комфортные условия для всех. Художникам было понятно, какова их выгода в этом проекте. Но мы должны были убедить политиков и спонсоров, что им это тоже нужно. Так как я до сферы искусства работала в туризме, я знала, как работают наши авиакомпании. Национальная авиакомпания имеет большое сообщение между Намибией и Германией, поэтому я предложила им перевозить наших художников.

Зная специфику их работы и тот факт, что самолеты всегда летают не заполненными, я понимала, что они ничего не потеряют, если помогут нам. Конечно, в случае с поиском партнеров, нашим плюсом была масштабность и продолжительность проекта, что привлекло к нам внимание общественности и спонсоров. В итоге, авиакомпания продала нам 500 мест за полцены.

Дальнейший урок – превращай вызовы в возможности. Пресса в Намибии не критична, ленива и мало пишет об искусстве. А я уже пообещала спонсорам, что будет много шумихи. В данном случае мне повезло, что пресса оказалась такой ленивой. Когда я предложила свои собственные статьи и снимки, они были очень рады тому, что ничего не нужно было делать самим. Таким образом, я полностью контролировала всю информацию. И когда я делала фотографию, например, с художником, которого провожала в резиденцию, то могла случайно сфотографироваться напротив рекламного стенда одного из наших партнеров. Проект расширялся, мы привлекали спонсоров. И чем больше спонсоров есть, тем легче привлечь их еще больше.

Несколько лет назад этот проект завершился, и теперь немецкая сторона хочет реализовать эту же модель, только с городами восточной Украины. То есть идея идет дальше, а началось все с моих коров.

Коментарі


спецтеми:

теги
(само)цензура архів архів сучасного мистецтва виставка візуальне мистецтво війна гуманітарна політика дискусія документальне кіно жінка в мистецтві книжки колонка креативна економіка критичне мистецтво культура культура й інновації культурна політика культурний менеджмент куратор кіно література малі міста медіа мистецтво місто насилля освіта політика включення проекти пропаганда самоорганізація самоцензура свобода соціальне мистецтво сучасне мистецтво фемінізм фестиваль фотографія цензура європейський досвід ідентичності інновації іншування історія історія мистецтва