Эволюция ценностей

wired.co.uk

Научно установленный факт: чем выше уровень эволюционного развития, тем быстрее его темпы. Согласно модели Карла Сагана, если считать, что Вселенная существует один год, то сознание существует всего полтора часа.  И за эти полтора часа человечество успело пройти путь от первобытной до виртуальной реальности.

Если от возникновения человека до создания письменности прошло 3 млн. лет, от письма к печати – 5 тыс. лет, от печатания к звукозаписи и телевидению – 500 лет, то для перехода к современным компьютерам – всего 40 лет. За двадцатый век создано намного больше открытий, чем за всю предшествующую историю человечества. И как следствие научно-технического прогресса, ускоряются процессы общественного развития. Но тесная взаимосвязанность в рамках современного мира такова, что ни одна страна не может не испытывать факторов общечеловеческого значения. А к ним в первую очередь относятся экологические проблемы, демографическая ситуация и возможность ядерной войны, которые можно определить как одну проблему – сохранение человеческого рода.

 

Проблема выживания – это общая проблема для всех.

И не только потому, что антропогенное воздействие на природу увеличивается с каждым днем. И не потому, что как любой биологический вид, мы скоро достигнем предела роста. А, наверное, проблема номер один в том, что, как и любой вид, являющийся монополистом в своей экологической нише – нашей планете – человечество не может избежать деградации. Но природа дала человеку шанс, наделив его разумом и душой. Если с разумом мы значительно преуспели, то с душой возникают проблемы. Как было метко замечено ученым Никитой Моисеевым, по большому счету, на протяжении всей своей истории человечество оставалось на уровне охотников за мамонтами.  Так что судьба мира в значительной степени зависит от вопросов духовного развития человечества.

Обращение к теме человека в рамках глобалистики произошло еще в 1979 году в Римском клубе. В седьмом докладе «Нет пределов обучаемости» было обращено внимание на то, что именно система образования во многом формирует человеческие качества, в ней закладывается тот ресурс, который человек потом реализует в своей жизни. Иными словами, именно образование определяет, как человек будет находить свое место в мире, на какие ценности ориентироваться. От образования зависит либо формирование перспективного взгляда на мировое развитие, либо ориентация на сиюминутность.

Поворот к человеку, к духовным основам бытия, пришедшим в глобалистике – не случаен, этим было определено новое антропо-философское понимание глобальной проблематики. Глобальные проблемы – не результат социального устройства, особенностей экономики и техники. Человек – в первую очередь причина мировых проблем.

Аналогичный поворот к человеку произошел в понимании места человека в научной картине мира. Вместо классических представлений о мертвой пассивной природе и человеке, изолированном от нее, возникло представление о самоорганизующимся мире.

С современной научной точки зрения видение мира, который находится вокруг нас, и того, который находится внутри каждого, конвергирует, существует идея конвергенции мира человека и мира, окружающего человека. Синергетика – это новое мировоззрение, которое ликвидирует пропасть между этими двумя мирами, поскольку устанавливает общие механизмы самоорганизации, присущие и тому, и другому.

IMG_1800

Жизнь на Земле является результатом самоорганизации материи. Существование жизни заложено уже в существовании самой природы. Но возникновение жизни на нашей планете – это действительно невероятная совокупность случайностей.  И только у нас в радиусе двадцать тысяч световых лет есть возможность жить, любить, познавать. И, как это не печально, мы просто не осознаем этого.

Собственно, предвестником теории глобальных проблем стала концепция Вернадского о единстве человека и биосферы. Он один из первых поднял вопрос о том, что человек, ставший основной геохимической силой Земли, должен осознавать свою ответственность за деяния. Эта проблема получила свое продолжение в концепции самоорганизации, в основе которой лежит модель «Человек-Вселенная». Человек, по удачному выражению Джулиана Хаксли, открывает, что он не что иное, как эволюция, осознавшая саму себя.

С возникновением человека биологическая эволюция переходит в социальную. Cоциогуманистические модели объявляют об окончании биологической эволюции человека в эпоху неолита, когда завершилось формирование телесности, а дальнейшее развитие – заранее предназначенная цель – развитие культуры. Но сугубо культурная эволюция человека как интеллектуального вида практически невероятна. Это означает, что человеческий мозг превратился бы в вычислительное устройство с весьма ограниченной способностью к адаптации.

С точки зрения современной эпистемологии, сознание – это эмерджментное свойство когнитивной системы, проявляющееся прежде всего в способности самосознания (т.е. в осознании собственного Я и своего отличия от других представителей вида, в узнавании себя, распознавании образа Я, в наличии «Я-образов»), которая участвует в процессах извлечения и переработки информации (знаний) о событиях внешней среды, внутренних состояниях, эмоциях и т.п., обеспечивая управление высшими когнитивными функциями и действиями на уровне планов, целей и намерений. Так что при рассмотрении феномена сознания необходимо в первую очередь рассматривать его информационную природу.

Иными словами, сознание – это не столько «отражение действительности», а скорее инструмент «отражения», инструмент познания и жизнедеятельности – наряду с восприятием, мышлением и т.д. – который обеспечил выживание вида гомо сапиенс. Термин «отражение действительности» в большей степени применим к знанию, к когнитивной информации, которая осознается, сознательно извлекается удерживается и сохраняется при помощи сознания.

Поэтому эволюция идет рука об руку с эволюцией мышления, с эволюцией когнитивной системы, с эволюцией человеческого общества. Таким образом, не «бытие определяет сознание» человека – содержание его сознания формирует и определяет информация, генетическая и когнитивная, в том числе и культурная, интеллектуальная, эстетическая. «Субъективность» человека – это результат интеграции приобретенной культурной информации и информации генетической, результат их совместной коэволюции.

Эволюция человеческого самосознания и сознания взаимодействовала и взаимодействует (в силу наличия прямых и обратных связей) с эволюцией мышления, с биологической, когнитивной и культурной эволюцией человека.

История человечества – это в значительной степени история самопознания.

И, как сказал Терьяр де Шарден, «когда в живом существе инстинкт увидел себя в собственном зеркале, весь мир поднялся на новую ступеньку».

Можно с определенной уверенностью утверждать, что синергетическое мировоззрение – это переход человечества на новую ступень самопознания, а следовательно – и переориентации ценностей.

С точки зрения синергетики в мире, находящемся на грани порядка и хаоса, в процессе самоусложнения материи возникает человек, которому дана возможность понять, познать этот мир и осознать свое место в нем и ответственность за него. Но пока все происходит с точностью наоборот. Пока что беспредельное потребительство в большом и в малом является смыслом человеческого бытия. И возникает вопрос: возможна ли мораль, понятная и приемлемая для всех. И каковы пути формирования этой морали? Возможно ли вообще остановить эту машину, ведущую всех в никуда, к гибели. Один из возможных путей – это формирование нового миропонимания, определяемого современной научной картиной мира, и в которой «имплицитно заложена этическая конструкция» (Илья Пригожин).

Формирование синергетического мировоззрения особенно важно сейчас, поскольку мир подходит к черте, когда объем научно-технического действия оказывается сопоставим с объемом действия природы, когда мы являемся свидетелями стремительного прогресса второй искусственной реальности, вытесняющей реальность естественно-первичную, когда проблемы войны и мира, вопросы выживания становятся основными. И как следствие, натурализм классической науки должен уступить место новому мировоззрению, где отправной точкой является перспективность будущего, когда на передний план выдвигаются ценностно-целевые качества.

С точки зрения концепции самоорганизации социальные системы необходимо рассматривать не в понятиях равновесия или как «механизмы», а как креативный мир с неполной информацией, в котором будущее может быть представлено в любых вариантах. И именно социальная проблема ценностей характеризует нелинейность развития.  «Ценности – это коды, которые мы используем, чтобы удержать социальную систему на некоторой линии развития, которая выбрана историей… Систему ценностей всегда противопоставляют дестабилизирующим эффектам флуктуации, которые порождаются самой социальной системой. Это и придает процессу в целом черты необратимости и непредсказуемости» (Илья Пригожин).

Иными словами, новый научный взгляд на мир должен привести к активной позиции: к установке лучше понять эту систему ценностей. Не будет преувеличением сказать, что наша современная планетарная система находится в очередной точке выбора дальнейшего пути развития. И главное отличие между биологической и социальной эволюцией заключается в том, что общества могут вести себя целенаправленно. Мы можем в определенных рамках выбирать наш путь эволюции. И эти рамки создаются в первую очередь знанием. Как уже отмечалось выше, именно система образования помогает человеку определить свое место в мире, на какие ценности ему ориентироваться, и от образования в первую очередь зависит перспективный взгляд на ход мирового развития. Поэтому формирование синергетического мировоззрения является одной из основных задач высшей школы и образования в целом.

В истории человечества было немало примеров гуманистических концепций, но синергетическое мировоззрение – это первое научное мировоззрение, которое выдвигает гуманность, любовь, сострадание и ответственность за свои поступки (все то, о чем говорили и говорят все религии и философия на протяжении тысячелетий) как необходимое условие существования нашей цивилизации и, если хотите, Вселенной.

Можно утверждать, что формирование синергетического мировоззрения – это переход человечества на новый уровень самоорганизации, который по законам синергетики начинается на микроуровне. И, не совершив попытку изменить человека на уровне его сознания, достаточно проблематично говорить о дальнейшей самоорганизации общества в целом. Малые причины могут породить большие следствия. И это тоже синергетика. И поэтому одна из важных задач, стоящих перед человечеством и перед образованием в первую очередь – формирование нового научного мировидения.

Мы должны понимать, что быстрые изменения нас не ждут, а ждет процесс долгой и упорной работы, эволюционных изменений, реформирования общества. А любая подлинная эволюция это есть коэволюция, коэволюция человека и общества. И это будет тема  наших следующих рассуждений.

 

Гіфка_фінал

Коментарі


спецтеми:

теги
(само)цензура архів архів сучасного мистецтва виставка візуальне мистецтво війна гуманітарна політика дискусія документальне кіно жінка в мистецтві книжки колонка креативна економіка критичне мистецтво культура культура й інновації культурна політика культурний менеджмент куратор кіно література малі міста медіа мистецтво місто насилля освіта політика включення практики рівності проекти пропаганда самоорганізація самоцензура свобода соціальне мистецтво сучасне мистецтво фемінізм фестиваль фотографія цензура європейський досвід ідентичності іншування історія історія мистецтва