Катерина Радченко: “Селфи – это размножение себя”

Кирилл Головченко. "Отпуск. Гром среди ясного неба", 2014

В начале 2015 года Катерина Радченко, фотограф, исследователь фотографии и куратор, окончательно решила, что фестивалю фотографии в Одессе быть. Выбрав 3 апреля датой открытия фестиваля и его основной экспозиции «Одесса. Фотодни», автор проекта еще не предполагала, что ровно 125 лет назад в Художественном музее Одессы состоялась первая в Одессе фотографическая выставка. Обнаруженное ею историческое совпадение заставляет поверить в провидение и в то, что нынешний пилотный проект (уже сегодня насчитывающий более 10 стран-участниц) превратится в ежегодный международный фестиваль фотографии.

Искусствовед Татьяна Кочубинская поговорила с Катериной Радченко о причинах проведения фестиваля и о концепции основной его выставки «Одесса. Фотодни», которая будет проходить в Музее современного искусства Одессы с 3 апреля до конца мая 2015 года.

Татьяна Кочубинская: Чем вызвано желание провести фестиваль фотографии в Одессе?

Катерина Радченко: Причин, почему это происходит, много. Одна из них заключается в том, что уже несколько лет, чтобы учиться фотографии, учиться понимать фотографию, делать выставки о фотографии, я езжу за рубеж. Хожу на лекции, общаюсь с разными людьми. И каждый раз, приезжая, я встречаю там фотографов, которые приезжают в Украину, тут фотографируют, а потом со всем этим материалом едут в Европу, и там этот материал успешно продают. У меня всегда был вопрос, почему украинцы не могут делать то же самое?

Т. К.: Снимать материал о своей стране?

К. Р.: Да. На мой взгляд, основная причина — это отсутствие образования и понимания, что делать с отснятыми материалами, как и где их показывать и продавать. Также возникает вопрос, как научиться по-другому смотреть на нашу обыденность, на то, где мы живем. И, на мой взгляд, основная проблема заключается в отсутствии профессионального образования.

Т. К.: Почему именно Одесса? Ведь ты очень много путешествуешь и делаешь много проектов за пределами Украины: резиденция в США, стипендиальная программа в Польше, выставки в Швеции и Грузии и т.д.

К. Р.: Хотелось сделать фестиваль в Украине. Конечно, легче было бы делать фестиваль в Киеве: там достаточно много образовательных программ, впрочем, как и в Харькове и Львове. Везде что-то происходит, но ничего не происходит в Одессе. Как раз это отсутствие фотографических событий, профессионального образования и спровоцировало выбор города — Одессу. Все образовательные программы, которые у нас есть, это чаще всего частные школы. В них в основном преподают базовые знания: как пользоваться камерой, как снимать в студии и т.д.

Т. К.: То есть основная составляющая фестиваля «Одесса. Фотодни» – это заполнение лакун в фотографическом образовании. Образовательная составляющая здесь – это мастер-классы и лекции, или вообще воспитание зрителя – научить его читать изображение?

К. Р.: Мы живем сейчас в период информационной войны. С одной стороны, есть фотографы, которые создают изображения, а, с другой стороны, есть аудитория, которая не умеет анализировать изображения. Она воспринимает все как данность, как факт, а фотография уже давным-давно не живет этим, фотография перестала быть данностью еще в 19 веке, уже тогда начали манипулировать, составлять несколько негативов и т.д. Современная аудитория, к сожалению, не анализирует то, что она видит. Она не умеет и не пытается «читать» изображения. Массовая аудитория хочет видеть красивые картинки и не воспринимает субъективные, абстрактные рассказы. Поэтому образовательный аспект фестиваля в целом я вижу в воспитании аналитических способностей у аудитории.

Т. К.: Основная тема фестиваля «История и манипуляция». Манипуляция — это очень широкая тема, то, с чем работает фотография в целом. Что ты вкладываешь в это понятие?

К. Р.: Да, основная тема — это история и манипуляция. Но здесь нужно разграничить. Например, мастер-классы связаны с манипуляцией — манипуляции с самим изображением. Все мастер-классы будут построены на работе по созданию собственных историй. Помимо основной экспозиции будет еще три выставки («Призрак памяти», «Реанимация», «Паспортная фотография»), и все они работают с историей, с темой архива.

Но в принципе вся основная выставка является манипуляцией. Она создается одним человеком — мной. И она есть мое субъективное видение, результат моего субъективного анализа, обработки мною фотографий и т.д. На выставке я использую копии: где-то меняю, подтягиваю тональность или контрастность, это тоже есть манипуляция. По сути, вся экспозиция — это тоже результат манипуляции. Это субъективный взгляд. Его можно оспаривать или соглашаться с ним.

Т. К.: Почему ты используешь копии? Ведь насколько я знаю, в процессе подготовки фестиваля ты работала с оригиналами из частных коллекций и архивов?

К. Р.: Как я уже говорила, в этой выставке очень важна образовательная составляющая. Задача — натолкнуть зрителя на исследование, начать с собственного семейного архива. Поэтому непринципиально показывать оригиналы, а принципиально рассказать историю.

Т. К.: Давай все-таки поговорим непосредственно о самой выставке. О чем она?

К. Р.: Основная идея – проанализировать и показать срез того, как развивалась фотография в Одессе. Благодаря этому исследованию мне удалось ответить на многие вопросы, например, почему у нас фотография не занимает ведущие позиции.

Поскольку, в первую очередь, это исследовательская выставка, то важно проследить основные моменты в развитии фотографии. Конечно, охватить все векторы невозможно.  Показываю основные этапы. И каждый этап дает характеристику эпохи. Например, в советскую эпоху существовали единые правила для всех фотографов Советского Союза. Большинство фотографий в прессе не были подписаны, в связи с тем, что нивелировалась личность как таковая.

odesa

Фотография 1930-х — 1950-х гг. Из архива Одесского историко-краеведческого музея.

Но, например, некоторые периоды в экспозиции раскрыты поверхностно. Так как эта выставка – только первый этап исследования. Например, у меня практически не показано движение и развитие фотоклубов и фотообществ. Но надеюсь, что на выставку придут люди, у которых есть свои архивы, и они поделятся ими, и это будет продолжением исследования.

Т. К.: Ты говоришь о разных векторах и этапах. Какие основные темы, реперные точки этой первой выставки?

К. Р.: Выставка будет располагаться в шести залах музея, и каждый зал имеет свою тему. Все начинается с селфи наших современников. Основная идея – присутствие человека, самого фотографа в кадре. Я пытаюсь сопоставить образ нашего современника с портретами одесситов 19 – 20 веков. Через собранные портреты — visite carte, можно проследить стилистику оформления кадра, особенности моды. Ведь изначально фотография была дорогим удовольствием, и фотографировались только богатые люди. Позднее на фотографиях появляются бедные пары. Также можно проследить развитие фотографии по ателье. Если раньше фотоателье находились только в центре города, то в конце 19 века они начинают открываться в бедных районах. Изначально ателье носили имя фотографа, позднее они назывались «Народная фотография», «Русская фотография», что свидетельствует о том, что фотография становится более доступной. Также на выставке отдельно выделяю тему паспарту. Паспарту было частью фотографии, по нему можно судить, насколько фотограф знаменит, признан, сколько медалей и т.д.

Т. К.: По сути, это история репрезентации. Если ранее презентация «тебя» формировалась взглядом фотографа на тебя, то сейчас ты сам формируешь образ самого себя?

К. Р.: Это само собой разумеется. Но в селфи меня больше интересует момент саморепрезентации. Ранее visite carte делали на память кому-то, это как напоминание о себе. Селфи — это даже не напоминание о себе, а размножение себя любимого. Сейчас не существует в мыслях дарить кому-то фотографии с изображением себя. Также это вопрос эго. Изменилось восприятие себя в обществе.

Т. К.: Выставка построена на материалах, которые связаны только с Одессой? То есть ты сознательно ограничиваешь себя только одесскими материалами?

К. Р.: В этом году – да. Все связано с Одессой, с внешним и внутренним взглядом на город, на жителей. Так возникает еще одна тема. Тема ландшафта. На выставке будут показаны первые ландшафтные снимки города. В этой теме я тоже сопоставляю разные временные периоды: будут представлены открытки 19 века и советского времени наряду с работами современных одесских художников. Будут представлены серии Павла Федорова Instagram и Николая Лукина «Одесса, покойся с миром».

Интересно сопоставление открыток и инстаграма, за 100 лет темы практически не изменились.

Т. К.: Насколько я понимаю, ты также выделяешь отдельно тему цвета?

К. Р.: Да, мне кажется это важным. Так как тяга к цвету и разукрашиванию была всегда. Чаще всего это был заказ. Люди хотели себя видеть более яркими. Экспозиционно это будет сопоставление работы современника – фотографа Кирилла Головченко с его серией «Отпуск» – и работ американского фотографа Бренсона ДеКу, который снимал Одессу в 1930-е годы на слайдовую пленку, а потом разукрашивал эти слайды вручную. Здесь они будут показаны в качестве лайтбоксов.

Т. К.: Почему ты выделяешь цвет как отдельную тему? Я имею в виду, что цвет – это все-таки средство художественной выразительности, но во всем выставочном повествовании сквозит идея истории, архива, манипуляции, темы личности и города и т.д. Или цвет просто аккумулировал все эти темы?

К. Р.: Через цвет действительно показываются многие темы. Экспозиционно тема цвета будет показана в середине выставочного повествования, т. е. одна одновременно и прерывает и объединяет высказывание, это определенный контрапункт, противопоставляющий и объединяющий разные тематические линии выставки.

Т. К.: Возвращаясь к основной теме – теме манипуляции. Каким образом она будет отражена в выставке и на каких материалах основана, как ты показываешь изменение и значение функции фотографии?

К. .Р.: Об этой теме я говорю через фотографию советской эпохи, когда формировались правила, что и как снимать. Правила были единые для всей страны. На всех фотографиях должны были изображаться только счастливые люди, только достижения страны, только радость. Соответственно, для этого времени характерны изображения с правильной композицией и с положительным настроением. И, что интересно, все люди знали, как фотографироваться. Правильная постановка тела, улыбки, никто не моргает, каждый позирует фотографу. Каждый был, в какой-то мере, актером. И тут интересно сравнить с 1990-ми годами: люди неожиданно начинают фотографироваться по струнке смирно, они скованы,  по-другому начинают позировать. Сейчас люди вообще боятся и избегают камер. Умение позировать абсолютно не сохранилась в исторической  памяти.

0_cd828_6310f69b_XXXL

Игра детей. Детский дом. Дача «Дрозды». Одесса.1920-е – 1930-е. (Из архива humus.livejournal.com)

 

Важную роль в показе темы манипуляции являются коллажи 1928 и 1929 годов. Коллаж как структура листа, по которой можно изучать построение кадра, а также композицию влияния. К тому же времени я отнесу метод ручной ретуши, которая активно использовалась в газетах и журналах, чтобы подчеркнуть важные элементы или, наоборот, убрать лишнее.

Т. К.: Вся выставка строится по тематическому принципу и развивается хронологически. А есть ли место одесскому акционизму в этом развитии, документации квартирных выставок?

К. Р.: В последнем зале будет представлена инсталляция, которая расскажет о грани между фотографией и перформансом, продемонстрирует момент смещения акцентов с одного художественного приема (перформанс, хеппенинг) на другой (фотография). Надеюсь, в будущем развить эту тему и уделить ей больше времени и внимания.

Т. К.: Ты много говоришь об отсутствии профессионального образования, об образовательной составляющей выставки, что кто-то может оспорить твой взгляд, кто-то согласиться. Вот тебе бы хотелось провести профессиональную конструктивную дискуссию о проекте, о фотографии? Не планируешь ли ты такое обсуждение в течение действия выставки?

К. Р.: Более чем уверена, что дискуссия состоится, только в формате спонтанного обсуждения. Рефлексия со стороны одесских фотографов, художественной тусовки просто неизбежна, соответственно и обсуждение этого проекта. Также я планирую провести несколько экскурсий по выставке и надеюсь на диалог с аудиторией. Я считаю, что эта выставка является первым этапом исследования, и мы максимально заинтересованы в коммуникации и помощи со стороны одесситов и профессионального сообщества, чтобы пополнять архив, продолжать и развивать исследование фотографии.

 

Cнимки Одессы 1931 года, сделанные и раскрашенные американским фотографом Бренсоном ДеКу (Branson DeCou).

 

Коментарі


спецтеми:

теги
(само)цензура архів архів сучасного мистецтва виставка візуальне мистецтво війна гуманітарна політика дискусія документальне кіно жінка в мистецтві книжки колонка креативна економіка критичне мистецтво культура культура й інновації культурна політика культурний менеджмент куратор кіно література малі міста медіа мистецтво місто насилля освіта політика включення проекти пропаганда самоорганізація самоцензура свобода соціальне мистецтво сучасне мистецтво фемінізм фестиваль фотографія цензура європейський досвід ідентичності інновації іншування історія історія мистецтва